Ссылки для упрощенного доступа

«Букер» сменил спонсора


Вместо «Открытой России» финансировать букеровскую премию будет британская нефтяная компания British Petroleum
Вместо «Открытой России» финансировать букеровскую премию будет британская нефтяная компания British Petroleum

2 марта комитет российской литературной премии «Букер» на церемонии открытия пятнадцатого премиального года «Русского Букера», проходившей в гостинице «Золотое кольцо», официально назвал своего нового попечителя. Вместо созданной Михаилом Ходорковским организации «Открытая Россия» финансировать премию будет британская нефтяная компания British Petroleum. C нею заключен договор на пять лет. Как заявили представители комитета, это решение обеспечит премии большую стабильность, чем ежегодные контракты с организацией Ходорковского.


О разрыве отношений букеровского комитета с «Открытой Россией» стало известно в декабре, по окончании премиального цикла. Но переговоры с Ириной Ясиной — руководителем культурных программ «Открытой России» — Игорь Шайтанов, секретарь премии, а с этого года — и председатель правления ее фонда вел давно: «Нам "Открытой Россией" было предложено искать коспонсора. Мы получали в разное время разные предложения, но быть основными спонсорами букеровской премии. И когда мы получили это предложение этим летом от British Petroleum, в начале октября я пришел к Ирине Евгеньевне Ясиной. У нас был печальный, трудный разговор. Я сказал, что правлением фонда "Букера" принято решение о смене спонсора в следующем году. Ирина Евгеньевна, когда я уходил, сказала: "Вы понимаете, что напишут, что вы с нами расстались по политическим причинам?" Что касается коспонсорства "Открытой России" — я понимал, что этот вопрос мне будет задан, — и он поднимался на переговорах в Лондоне, где нам было сказано, что, по крайней мере, для начала существования премии с новым попечителем они хотели бы быть в одиночестве».


На церемонии открытия нового премиального цикла не присутствовали принимающие обычно участие в процедуре английские члены правления — баронесса Николсон и Джордж Уолден. Но их имена привлекались для того, чтобы объяснить возбужденным журналистам, почему пути Ходорковского и «Букера» отныне разошлись.


Член правления фонда букеровской премии, главный редактор газеты «Культура» Юрий Белявский поясняет: «В составе правления два представителя британского "Букера". Они прекрасно понимали ситуацию, что вопрос дальнейшего существования "Русского Букера" более или менее подвешен. Премия "Русский Букер" не занимается политикой, она занимается, как вы знаете, литературным процессом. Поэтому говорить о каких-то политических причинах смены организации, финансирующей премию, неправильно. И наша основная задача, тех людей, которые входят в правление фонда "Русский Букер", — озаботиться сохранением премии».


Главой жюри «Русского Букера» в этом году стал известный писатель Александр Кабаков. Он отвечает на вопрос, почему принял это предложение: «Нет причин отказываться. Это весьма почетное предложение, и я был польщен, когда мне его сделали. У меня было несколько вопросов к комитету, я их задал, получил вполне удовлетворившие меня ответы о причинах, по которым "Русский Букер" расстался с "Открытой Россией". И меня очень утешает то, что поскольку наш новый спонсор — это настоящий British Petroleum, а не ТНК, то у нас есть большие шансы стать "британскими шпионами", а это должно очень утешать социально и политически обескураженных людей в литературных кругах. Настоящая английская организация благородный оттенок, как мне кажется, накладывается на нас, и мы можем вполне сравниваться в смысле гражданского мужества с некоторыми правозащитниками теперь».


Поддерживает писателя Александра Кабакова телеведущая Светлана Сорокина, она тоже приняла предложение, от которого не смогла отказаться: «Мне когда позвонили и предложили принять участие в работе жюри, первым делом я сказала: "Я слышала, что вы отказываетесь от спонсорства ‘Открытой России’..." И для меня это неприятно, потому что я глубоко уважаю деятельность Иры Ясиной — и у меня свой взгляд на все, что произошло с Михаилом Ходорковским. Поэтому первое, что я спросила: "В чем дело?" Получила подробные разъяснения, они меня, в общем, более или менее убедили, мне показалось, что они довольно внятны. И то, что компания, которая теперь будет финансировать "Русский Букер", именно эта самая настоящая British Petroleum, британская, а значит, как сказал уже Кабаков, мы подпадаем под некие "гонения на ведьм" и можем считаться "агентами влияния" и "западными шпионами", это, наверное, тоже некого куражу прибавляет. И я подумала: почему бы нет?..»


Послушаем поэта Тимура Кибирова, также члена букеровского жюри этого года: «Раньше платили одни, теперь платят другие. Хорошо, что кто-то платит и дает деньги на литературу, она в этом нуждается».


Выживать литературе и литераторам, действительно, надо, вот и премиальный фонд «Букера» увеличился с 15 до 20 тысяч долларов. Члены жюри и правления «Русского Букера» настаивали на том, что приоритетом премии в этом году будет исключительно художественность, и что новый английский спонсор возвращает их к традициям настоящего «Букера». Напомним, что в традициях английской литературы — острая социальность, а в традициях русской — защита униженных и оскорбленных. Обе эти традиции ставятся под сомнение политикой нового «Русского Букера».


XS
SM
MD
LG