Ссылки для упрощенного доступа

Александр Козулин бросает вызов Александру Лукашенко




Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие Мечислав Гриб, бывший спикер белорусского парламента, руководитель штаба Александра Козулина и белорусский юрист Олег Волчек, доверенное лицо кандидата Козулина.



Дмитрий Волчек: Сообщения, которые поступают из Белоруссии страны, похожи скорее на хронику какой-то латиноамериканской диктатуры середины прошлого века. Во всяком случае, трудно поверить, что в современной Европе века кандидата в президенты будут избивать ногами на глазах у журналистов, а действующий глава государства примется оскорблять этого кандидата с трибуны Национального конгресса, не давая ему возможности ответить. Итак, главной интригой этой предвыборной недели в Белоруссии стала словесная дуэль двух кандидатов - Александра Лукашенко и Александра Козулина.


Гости программы «Итоги недели» - руководитель штаба Александра Козулина, бывший спикер белорусского парламента Мечислав Гриб и юрист Олег Волчек, доверенное лицо кандидата Козулина.


Хочу процитировать белорусского публициста Павла Шеремета, который пишет так: «Александр Козулин пошел напролом – тактика для него единственно правильная. Поскольку главное белорусское зло персонифицировано, имеет имя и фамилию, то он и атакует это самое зло. Зло сходит с ума, отдает неадекватные приказы и несет с трибуны всякую чушь. Поскольку главная белорусская проблема – это отсутствие или малочисленность лидеров, способных на поступок, то Козулин совершает резкие и смелые шаги. Он берет удар на себя, и людям это нравится».


Мечислав Иванович, добрый вечер. Прежде всего, попрошу вас рассказать нашим слушателям, что произошло 2 марта, когда Александр Козулин попытался стать делегатом Всебелорусского народного собрания? Вы ведь были свидетелем инцидента?



Мечислав Гриб: Добрый вечер. Ситуация складывалась и развивалась следующим образом. В соответствии с законом республики Беларусь «О собраниях», на собрания могут выдвигать делегатов своих партийные организации, партии, общественные организации и так далее. Но данное третье Всебелорусское национальное собрание проходило не совсем в соответствии с данным белорусским законом, оно проводилось в соответствии с указом, который подписал Александр Григорьевич Лукашенко, президент республики Беларусь. И именно этим указом не было предоставлено право партийным организациям и общественным выдвигать своих кандидатов в качестве делегатов на это собрание. Но в соответствии со статьей 74 Избирательного кодекса республики Беларусь, каждый кандидат в президенты должен иметь равные условия при проведении своей агитационно-разъяснительной работы и в целом предвыборной кампании. Там записано, что кандидат в президенты имеет право выступать на собраниях при встрече с избирателями, а также и иных собраниях, заседаниях при всех равных условиях. Вопрос заключается в том, что Александр Григорьевич Лукашенко является тоже кандидатом в президенты, он присутствует на этом собрании, он выступает, он практически ведет это собрание. Второй кандидат в президенты Сергей Гайдукевич тоже присутствует на этом собрании, но не выступает, а сидит сбоку. Но его такая роль по сценарию власти, который ему приписан. А два кандидата в президенты ни Козулин, ни Милинкевич не имеют права придти на это собрание и выступить на этом собрании.


Поэтому мы решили после нашего юбилейного съезда Белорусской социал-демократической партии «Грамада», который прошел 25 февраля и выдвинул меня, его, еще несколько человек кандидатами в делегаты этого собрания, пойти и зарегистрироваться вместе с минской городской делегацией на это собрание, чтобы получить мандаты и быть полноправными членами этого собрания. Регистрация делегатов города Минска проходила во Дворце железнодорожников. Мы пошли туда к установленному времени, но когда мы зашли с Козулиным в вестибюль, нам преградила путь группа делегатов, уже зарегистрированных, со значками специальными и так далее, и поставила вопрос: куда мы идем? Мы им разъяснили, что мы идем регистрироваться и пропустите нас, пожалуйста, к столам регистрации. Показали решение нашего съезда партии. Они сказали, что их это не устраивает, это незаконно, а Александр Козулин заявил, что все-таки его поддержало 200 тысяч белорусских избирателей, когда мы собирали подписи, и что он в соответствии с законом имеет право пройти к столу регистрации и зарегистрироваться. Но как только он попробовал сделать движение в этом направлении, на него сразу же набросились люди в гражданской одежде, сразу человек шесть повалили его на пол и начали избивать руками, ногами. Били по чем попало. Возле столов регистрации стояло человек 35 таких молодых ребят в гражданской одежде, спортивного телосложения, и среди них стоял полковник в общевойсковой форме Дмитрий Павличенко. Он руководил это операцией. Была команда отдана брать по полной и после этого набросились на Козулина, его свалили, скрутили и начали выносить из фойе к машине. Остальные набросились на нас, кому-то попало, кому-то нет. Я лично видел как член нашей делегации генерал-майор в отставке Валерий Фролов, бывший депутат палаты представителей, шел к двери, его догнал полковник в форме и прямо ногой в спину врезал, и он упал. Мы уже выбрались из этого фойе Дворца культуры, а Козулина увезли в неизвестном направлении. Наши машины, на которых мы приехали, были отогнаны куда-то далеко, мы пешком пришли в свой офис, чтобы собраться с мыслями, определить, что делать дальше.


Группа наших людей, человек 15 пошла к зданию районного управления внутренних дел Октябрьского района города Минска, потому что по нашим предположениям он мог оказаться там. Действительно, Козулин оказался там. Они начали просить, предлагать, чтобы встретиться с Козулиным, поговорить, но на них было совершено нападение, их жестко очень избили, затянули в машину и отвезли в помещение Ленинского районного управления внутренних дел города Минска, то есть разделили на части – они там находились, Козулин находился там. Избили даже адвоката, который выписал себе и которому мы поручили защищать Козулина. У него были удостоверения, бумаги на защиту Козулина. Никто ни на что не смотрел, били без всякого разбора этих людей. Их отвезли туда, Козулин был здесь. А на площади Свободы выстроилась группа наших сторонников, человек 50, которые хотели приветствовать кандидата в президенты Козулина, если он пойдет на третье Национальное всебелорусское собрание. К ним сразу же подошли работники в гражданском и немедленно подогнали машину, повязали и 24 человека завезли в Центральный отдел внутренних дел города Минска.



Дмитрий Волчек: Мечислав Иванович, спасибо за ваш рассказ. Олег, добрый вечер, вы занимаетесь расследованием другого инцидента, который тоже произошел 2 марта – обстрелом автомобиля в центре Минска. Что вам удалось выяснить?



Олег Волчек: Нам удалось выяснить, что в стране действует специальная группа, которая не зарегистрирована каким-либо органом спецслужб, то есть мы не можем понять, в какой спецслужбе эта группа числится. В частности, 17 февраля эта группа уже пробовала пресечь наши действия, когда Козулин в пресс-центре национальном хотел дать интервью. В частности, я там был избит и подвергнут газовой атаке. Мы смогли задержать несколько людей, однако милиция их отпустила, поскольку сказали, что приехали люди в штатском и забрали. Я сделал вывод, что в стране действуют «эскадроны смерти», те, что убирали Гончара, Захаренко. Я как доверенное лицо Захаренко расследую шестой год исчезновение всех политиков и убедился, что есть группа, которая лично подчиняется президенту. И не исключено что эта группа, которая избила Козулина, которая избила около Октябрьского РОВД - это все одна и та же группа людей. И поэтому действительно в Белоруссии нагнетается страшная атмосфера, и мы не защищены в этом плане. Человек, стрелявший из пистолета, зафиксированный на многих сайтах, он оказался потерпевшим и тот водитель теперь обвиняемый. Сейчас мы поднимаем всю общественность, чтобы защитить этого молодого человека, которого хотят посадить на шесть лет за то, что он якобы угрожал этому человеку с пистолетом. В стране, я скажу, уже выборов практически нет – это иллюзия, это театр, который организовал Лукашенко, и мы очень обеспокоены судьбой этого молодого человека, который действительно является членом нашей инициативной группы и там даже около РОВД не присутствовал.


То, что среди бела дня стреляют из пистолета, и милиция не задерживает этих людей, вы сами понимаете, значит эти люди очень высоко, у них высокие покровители есть. Но на сегодняшний момент мы все меры предпринимаем и юридические, и общественные механизмы. Мы связались со всеми европейскими структурами, с посольствами и будем защищать этого парня. Лично Козулин прибыл в прокуратуру Московского района к руководителю отдела и предупредил об ответственности, что если этот мальчик будет арестован и осужден, то вся ответственность ляжет на него в будущем.



Дмитрий Волчек: Дадим слово нашим слушателям. Первый звонок от Владимира Александровича из Кемеровской области. Добрый вечер.



Слушатель: Лукашенко, можно сказать, ошибается, ставя на Москву. Тогда Слободан Милошевич и Саддам Хусейн тоже ставили на Москву и проиграли. И до них многие тоже ставили на Москву и тоже проиграли. Вот такое мое мнение.



Дмитрий Волчек: Спасибо, Владимир Александрович. Мечислав Иванович, тогда к вам вопрос вслед за тем, что сказал наш слушатель: Лукашенко постоянно подчеркивает, что оппозиция работает против России, главная ее цель - оторвать Белоруссии от России по заданию Запада. Что вы скажете о российском факторе в предвыборной кампании?



Мечислав Гриб: Я хочу сказать, что это абсолютная неправда. Наш кандидат в президенты в своей программе и в своих заявлениях и в своих разговорах ставит вопрос о приоритетных отношениях с Москвой. Естественно, он ставит вопрос о том, чтобы наше государство было суверенное, независимое, правовое, демократическое, открытое для всех, в первую очередь для своих соседей. И все эти утверждения, мягко говоря, не соответствуют действительности. Если так утверждать, что Александр Григорьевич Лукашенко ставит на Москву, то извините, у нас есть мнение и доказательства, что он преследует свои цели меркантильные в этом направлении. Его манит не союз с Москвой, а управление Москвой и Россией. Если руководители сегодняшней Москвы это не понимают, то они когда-нибудь это могут понять. Но, извините, тогда уже будет поздно. Мы это все ощутили на себе.



Дмитрий Волчек: Галина Васильевна из Москвы, добрый вечер.



Слушательница: Здравствуйте. Я часто слушаю вашу передачу и сейчас очень интересно. И мне хотелось бы у ваших гостей спросить: почему все сразу апеллируют противники Лукашенко к Западу, к западным странам, а почему не к своему народу? Если народ поддерживает Лукашенко, почему они так восстают против него? Как ответить на этот вопрос?




Мечислав Гриб: Я хотел бы сказать, что наша команда и Александр Козулин, мы не апеллируем к Западу и не апеллируем к России, мы апеллируем к белорусскому народу. Мы понимаем, что никто кроме нас самих не установит здесь власть, которая нужна нам, - ни Россия, ни Запад, ни Америка, никто. Мы рассчитываем на свои силы, на свои возможности. И мы понимаем, если мы будем сражаться активно за свои права, за демократию и так далее, тогда нам могут помочь и наши соседи.



Дмитрий Волчек: Олег, среди новостей, в которые трудно поверить людям, не живущим в Белоруссии, новость, которая и меня тоже поразила, - о намерении белорусских властей закрыть республиканский Союз писателей, основанный в 34 году, и говорят, что гонения на него тоже связаны с партией Александра Козулина «Грамада». Это так?



Олег Волчек: Да, действительно, сейчас мы ведем судебные тяжбы с Министерством юстиции, которое пытается нас закрыть и также с администрацией президента, которая хочет лишить права аренды здания, которое было приобретено до Лукашенко, и должно было всегда оставаться собственностью Союза писателей. Лукашенко понимает, что интеллигенция, как и двадцать, и пятьдесят, и сто лет назад была опорой демократии, социал-демократии, когда республика Беларусь становилась самостоятельным субъектом. И для него писатели – это очень опасно, потому что люди действительно высказывают альтернативную, совсем другую информацию. И вы, в частности, знаете, что Василь Быков не был при жизни признан национальным писателем, потому что Лукашенко его слова боялся.


Самое страшное у нас это то, что нельзя говорить правду, за правду можно сесть в тюрьму. И сейчас последние судебные дела, - к примеру, я хочу привести «Партнерство», которое просто проводило наблюдение и сообщало людям, что идет фальсификация, - КГБ их посадило и будут привлекать к уголовной ответственности. В нашей стране время напоминает 37-39 год, чтобы россиянам было понятно, в каком мы времени живем. Или нас бьют дулом автомата, или нас бьют мордой об асфальт, как это было 2 марта. Поэтому у нас сложно все обстоит и люди запуганы.



Дмитрий Волчек: Вопрос нашего слушателя Евгения из Москвы. Добрый вечер, Евгений.



Слушатель: Добрый вечер. Во-первых, позвольте выразить преклонение перед деятелями белоруской оппозиции, которая действует в условиях тоталитарного режима, в ужасающих условиях. Но вопрос у меня будет не слишком приятен. У меня вопрос к господину Грибу вот какой: понимают ли они, что своими действиями они делят оппозиционный электорат, что происходит разделение оппозиционного Лукашенко электората на электорат Милинкевича и электорат Козулина?



Дмитрий Волчек: Спасибо, Евгений, это очень хороший вопрос. Действительно, многих противников Александра Лукашенко смущает то, что оппозиция разделилась, и в такой ответственный момент за голоса избирателей борются два оппозиционных кандидата. Мечислав Иванович, действительно у Александра Козулина есть серьезные расхождения с Александром Милинкевичем? Не лучше было бы объединиться?



Мечислав Гриб: Определенные расхождения есть. Мы представляем собой левоцентристское направление, а они - либеральное направление. Это во-первых. Во-вторых, я не согласен с утверждением, что один кандидат при нашем объединении возьмет за собой столько электората, сколько поведут два кандидата в президенты. И последние события это очень ярко показывают. Когда два человека, два кандидата объединятся - это не значит, что полностью объединятся их команды, так в жизни не бывает, так не бывает даже в теории. Объединившись на сегодняшний день, мы практически не находим, а теряем. Ведь посмотрите, почему сегодня Александр Лукашенко выступает с такими оскорблениями, унижениями кандидатов от оппозиции? Вообще почему он оскорбляет меня, как руководителя штаба? Например, вчера на этом собрании заявил, что я старше его в три раза. Ему 52 года или 51, мне - 67 лет. Если исходить из его позиции, то мне сегодня 153 года, а если исходить их моих позиций, что мне 67 лет, а ему сегодня двадцать с хвостиком. Поэтому его и действия, и заявления, и меры, и эти выкрики, они соответствуют возрасту, который он сам себе определил.



Дмитрий Волчек: Александр Лукашенко к тому же обвинил Александра Козулина, что он причастен к публикации карикатур на пророка Мухаммеда в Белоруссии. Что на самом деле?



Мечислав Гриб: На самом деле у нас есть газета в Белоруссии «Згода», эта газета является частной. Частный предприниматель Алексей Король издает эту газету. Она демократического направления и так далее, но она не является нашей партийной газетой, она не является газетой Козулина. Там вышла какая-то техническая ошибка, недосмотр редактора. Сейчас с этим разбираются. Но когда власти только получили этот момент, эту зацепку, они все воспряли духом, накинулись на это как мухи на что-то такое.



Дмитрий Волчек: Еще один вопрос по поводу вчерашнего заявления Лукашенко. Он заявил о том, что Александр Козулин предлагал ему сделку и требовал пост премьер-министра.



Мечислав Гриб: Этого я не знаю. Об этом я услышал вчера в его выступлении. Я уверен, что Александр Козулин с ним не встречался, и что Александр Козулин с ним не разговаривал на эту тему. Это домыслы, которые выдаются за реальность.



XS
SM
MD
LG