Ссылки для упрощенного доступа

Процесс над организаторами взрывов в Мадриде 11 марта 2004 года начнется не ранее 2007 года


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Виктор Черецкий.



Ведущий : В США продолжается суд над единственным обвиняемым по делу о терактах 11 сентября 2001 года Закарией Муссауи. Адвокат Муссауи сказал, что этот процесс не должен стать частью так называемой «войны с международным терроризмом» и что зал суда - не поле битвы. Прислушаются ли присяжные к этим доводам - станет известно через несколько месяцев, но уже сейчас ясно, что современные западные демократии испытывают трудности как с расследованием террористической деятельности на своей территории, так и с судебным преследованием арестованных заговорщиков. И правоохранительные системы таких демократий, и их судебные органы, и, собственно, законодательство складывались в совершенно иных условиях и были ориентированы на решение несколько других задач.


Европейская и американская история, конечно же, знает такое явление, как «терроризм», но никогда оно не имело таких масштабов как сейчас, и никогда не ставило перед собой столь грандиозных политических целей.


Если в США Закария Муссауи все-таки оказался на скамье подсудимых, то в Испании, пережившей трагедию, сходную с 11-м сентября в Америке (теракты 11 марта 2004 года), процесс над организаторами взрывов в Мадриде начнется не ранее 2007 года. Многие испанские политики и общественные деятели обвиняют следствие в беспомощности, а власти - в попытках использовать в свою пользу расследование и предстоящий суд. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий : Дело с самого начала ведет известный испанский следователь Хуан дель Ольмо, один из наиболее опытных юристов, да, к тому же, человек не зависящей от какой-либо партийной идеологии. Более того, ему приходится то и дело отбиваться от натиска политиков, особенно из консервативной оппозиции, которые, к примеру, настаивают на причастности к теракту, совершенному исламскими экстремистами, баскских вооруженных сепаратистов. Делается это, как считают наблюдатели, с целью дискредитировать политику мирного урегулирования баскской проблемы, которую проводит нынешнее правительство соцпартии.


На доказательство очевидного факта о непричастности басков к взрывам у следствия ушли месяцы. Политическими играми вокруг трагедии возмущена ассоциация жертв теракта. Ее председатель Пилар Манхон



Пилар Манхон : Каждый может интерпретировать историю, как ему заблагорассудится. Но если у кого-то есть действительно факты, пусть обращается в следствие, а не занимается публикацией все новых и новых провокационных статей в прессе, лишь мешающих установить истину.



Виктор Черецкий : Между тем, до сих пор не ясны самые важные для следствия моменты, к примеру, кто был техническим руководителем террористической операции в электричках, жертвами которой стал 191 житель испанской столицы. В распоряжении следствия находятся отпечатки пальцев, принадлежащие пяти неизвестным, непосредственно причастным к взрывам. Тем временем, из 116 проходящих по делу лицам, обвинение можно будет предъявить лишь 30 и то без особой надежды на то, что они получат тюремные сроки.


Известно, что семеро непосредственных исполнителей теракта покончили с собой, когда были обнаружены полицией спустя две недели после взрывов. В тюрьме находится лишь один боевик, Джамал Зугам, которого якобы видели в электричке накануне трагедии. Остальные главные подозреваемые - астурийский шахтер Хосе Эмилио Суарес, продавший террористам взрывчатку, и полицейский осведомитель Рафа Зухьер. Все они отрицают свою вину. Шахтер, к примеру, говорит, что продавал динамит, полагая, что он предназначен для взрывных работ в Марокко. Ну а полицейский осведомитель утверждает, что заранее предупреждал спецслужбы о возможном теракте, так что достоин поощрения, а не наказания. Все эти неясности, отсутствие особых доказательств и определили проволочки, ведь в соответствии с юридической практикой суд должен был состояться еще летом прошлого года. Пилар Манхон, председатель ассоциации жертв теракта 11 марта.



Пилар Манхон : Мы считаем, что проволочки с судом нельзя оправдать. Мы хотим, наконец, знать всю правду о случившемся. Кто совершил теракт, кто за ним стоит и, главное, почему наше государство не смогло его предотвратить?



Виктор Черецкий : Считается, что судебный процесс будет продолжаться не менее 12 месяцев. Проходить он будет не в здании суда, а в специально построенном помещении при соблюдении строгих мер безопасности.



Александр Гостев : Возвращаясь к суду над Закарией Муссауи, который идет в США, заметим, что если испанские власти все-таки знают, на основании каких законов и процедур судить обвиняемых в терроризме - здесь важен опыт борьбы с баскскими сепаратистами - то Соединенным Штатам еще предстоит выработать этот опыт.



XS
SM
MD
LG