Ссылки для упрощенного доступа

Обвинение требует смертной казни для «несостоявшегося террориста» Муссауи


Муссауи на процессе. Рисунок судебного художника
Муссауи на процессе. Рисунок судебного художника

Суд над единственным обвиняемым по делу о терактах 11 сентября 2001 года Закарией Муссауи вступил в свою заключительную фазу. Как ожидается, приговор - смертная казнь либо пожизненное заключение - будет вынесен примерно через три месяца. Обвинение настаивает по более жестком наказании; по словам его представителей, подсудимый не предоставил властям информацию, которая помогла бы предотвратить сентябрьскую трагедию. Прокурор Роб Спенсер сказал, что обвиняемый «знал о том, как отсчитывает время бомба, заложенная под Соединенные Штаты». Закария Муссауи был арестован еще до терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне по обвинению в нарушении иммиграционного законодательства. Только потом стало ясно, что он входил в группу экстремистов, готовивших угон американских самолетов.


Как рассказывает корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов, финальной стадии судебного процесса предшествовало шестилетнее расследование обстоятельств дела. Обвиняемый утверждает, что не имеет ничего общего с терактами 11 сентября, и что его готовили для проведения следующей волны терактов. Когда террористы направили захваченные им самолеты на здания Всемирного торгового центра и министерства обороны, Муссауи уже сидел в тюрьме. Таким образом, он не принимал непосредственного участия в убийствах американских граждан и по американским законам его нельзя казнить. Однако прокуроры утверждают, что он мог предотвратить гибель тысяч людей, если бы рассказал то, что знал. Он не сделал этого и потому должен быть наказан. Муссауи ранее признал, что лгал сотрудникам ФБР, чтобы дать возможность своим единомышленникам продолжить начатое.


Мать подсудимого называла сына праведником и добрейшим человеком. Правда, эта ее характеристика относится к тем временам, когда Муссауи проживал во Франции. Что произошло с ним позже, она не знает. «Что касается американцев, - говорит она через переводчика, - то я разделяю их горе, независимо от того, участвовал мой сын в подготовке терактов или нет. Хочу надеяться, что мой сын не будет выбран козлом отпущения».


То, что Муссауи будут осуждён, вызывает мало сомнений. Вопрос больше в приговоре: пожизненное заключение или смертная казнь. Но федеральный закон гласит, что к смертной казни можно приговорить только за убийство или за участие в насильственных действиях, послуживших непосредственной причиной смерти. Применим ли этот закон к террористу Муссауи? Нью-йоркский эксперт по американскому законодательству Джеральд Уолпин не видит здесь противоречий: «Да, вполне применим, потому что налицо заговор с целью совершения терактов 11 сентября 2001 года. Что же касается места суда - Александрии под Вашингтоном вместо Нью-Йорка - то и это правомерно: вспомните самолёт, врезавшийся в здание министерства обороны».


Адвокаты подсудимого утверждают, что даже если бы он рассказал о готовящихся терактах, ничего бы не изменилось, потому что соответствующие официальные лица в Вашингтоне знали-де о планах «Аль-Каиды» больше, чем сам Муссауи, и ничего не сделали для их предотвращения. Эксперт Джеральд Уолпин находит такие доводы несерьезными: «Это звучит смешно: мол, меня должны освободить, потому что правительство не было достаточно расторопно и не обезвредило меня намного раньше».


В здании суда и в его окрестностях приняты жесткие меры безопасности, ведущие к нему дороги перекрыты полицией. В ходе последнего этапа процесса над Муссауи выступят – в основном в режиме видеоконференции - сотни родственников жертв терактов 11 сентября. Приговор будет вынесен присяжными в количестве 18 человек. Их за несколько часов до первого заседания отобрали из 80 кандидатов.


XS
SM
MD
LG