Ссылки для упрощенного доступа

В Европе набирает силу тенденция экономического протекционизма


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ефим Фиштейн и Семен Мирский.



Андрей Шароградский: В Европе набирает силу тенденция экономического протекционизма. Все чаще государство препятствует проникновению крупных иностранных компаний на свой рынок, особенно если это касается стратегических отраслей.



Ефим Фиштейн: Первым вопиющим примером такого отторжения иностранного капитала был срыв попытки индийского сталелитейного гиганта "Лакшми Металь" прикупить люксембургско-бельгийско-французский металлургический комбинат "Арселор". Тогда это толковалось как нежелание французов пускать в Европу предприимчивых азиатов. Но сегодня ясно, что такая тенденция не ограничивается только азиатской конкуренцией. Множатся случаи, когда отвергнутыми претендентами оказываются предприятия соседних европейских стран, союзников по НАТО и членов Европейского союза. Такое развитие событий уже получило в прессе ярлык "нового экономического национализма".


Наиболее последовательно такая политика проводится Францией. Вот что сообщает из Парижа Семен Мирский.



Семен Мирский: Факт вспышки экономического патриотизма во Франции можно продемонстрировать на множестве примеров. Но поскольку времени у меня мало, я ограничусь только одним, но зато весьма показательным. Итальянский энергетический концерн "Энель" заявил недавно о своем намерении приобрести французскую фирму "Суэс", специализирующуюся в сфере распространения и доставки предприятиям энергоносителей. Правительство Франции, решившее не допустить приобретение фирмы "Суэс" итальянской "Энель", в срочном порядке провело сделку так называемого дружеского слияния "Суэс" и концерна "Газ де Франс", 80 процентов акций которого находится в руках государства. Премьер-министр Франции Доминик де Вильпен обосновал решение о слиянии "Суэс" и "Газ де Франс" необходимостью обеспечить мощности инвестиций и производства страны в области энергетики".


Правительство Италии, как и следовало ожидать, отреагировало на решение правительства Франции, указав, что слияние "Суэс" и "Газ де Франс" в данных условиях противоречит основным принципам деятельности и основополагающим документам Европейского союза. И вот здесь как раз начинается самая серьезная часть разговора. Возможность сочетания общих интересов объединенной Европы и интересов партикулярных каждого из составляющих ее 25 государств. Как пишет в парижской газете "Монд" Эрик Лебуше, история со слиянием "Суэс" и "Газ де Франс" с тем, чтобы не впустить на французский рынок энергетики итальянскую "Энель", является свидетельством провала идеи создания объединенного европейского рынка энергоносителей. На смену экономическому патриотизму идет экономический национализм. А это означает, что над Европой сгущаются грозовые тучи.



Ефим Фиштейн: Какой реакции ждать от оскорбленных итальянцев? Я позвонил на факультет политических наук Миланского университета и связался с заведующим кафедрой истории общественных институтов, профессором Паулой Брунду. Оказалось, что она никаких выпадов с итальянской стороны не ждет.



Паула Брунду: Общественное мнение недостаточно осведомлено о проблеме, не знает подробностей происшедшего. Все, что оно знает из печати, это то, что французская сторона повела себя некорректно и нарушила принцип либерального подхода и свободного рынка. Если это правда, то это было бы довольно глупо. Итальянским предпринимателям не остается пока ничего другого, кроме как повышать свою конкурентоспособность на французском рынке. Будем следить за тем, намерено ли французское правительство и впредь нарушать принцип свободного передвижения товаров, который является одним из основополагающих принципов Евросоюза. В любом случае Италии не следует отвечать введением протекционизма и защитой итальянского рынка от французских или любых других иностранных товаров. Этот случай показывает, что Европа еще не преодолела в себе протекционистские или националистические пережитки.



Ефим Фиштейн: То, что другие называют экономическим национализмом, премьер-министр Франции, оправдывая свои протекционистские меры, назвал хозяйственным патриотизмом. Что об этом думает итальянский профессор Паула Брунду?



Паула Брунду: Вы знаете, размежевать патриотизм и протекционизм очень непросто. Непреодолимой границы между ними нет. Вполне допустимо, что итальянский концерн "Энель" находится не в таком замечательной форме, чтобы успешно бороться на французском рынке с местными конкурентами. Но скорее всего французское правительство руководствовалось в своем решении совсем другими критериями. Даже такая влиятельная парижская газета, как "Ле Монд", критикует премьера де Вильпена за его политику. Наметившаяся тенденция может, наверное, представлять определенную угрозу для общей валюты евро. Но еще большую угрозу для ее курса представляют призывы таких стран, как Италия, Франция или Германия к отказу или несоблюдению пакта стабильности. Вот это действительно опасно для евро.



Ефим Фиштейн: Таково мнение итальянского профессора политологии Миланского университета Паулы Брунду. Как бы то ни было, после провала попыток дать Европейскому союзу Конституцию в условиях нынешней разноголосицы и разнобоя новая тенденция ряда стран к экономическому протекционизму делает дальнейший процесс политической интеграции Европы еще более неопределенным.


XS
SM
MD
LG