Ссылки для упрощенного доступа

«В случае войны на сторону иранской власти могут встать даже ее противники»


Исламские лозунги власти Ирана легко меняют на патриотические
Исламские лозунги власти Ирана легко меняют на патриотические

Воинственная позиция президента Ирана и лексика угроз, которую он использует, являются проявлениями личного зарактера Махмуда Ахмадинежада. По мнению обозревателя таджикской службы Радио Свобода Шафката Раджибияна, специалиста по Ирану, будь сегодня на месте Ахмадинеджада его предшественник Мохаммад Хатами – мир не услышал бы столь резких выпадов в адрес Израиля, США и прочих «врагов ислама».


- Ахмадинежад является, можно сказать, исламским принципиалистом, или, как его называет иранская интеллигенция «усульгера». Он предупреждает мировое сообщество о необдуманных действиях в отношении Тегерана и угрожает непредсказуемыми последствиями. Но если говорить о ядерной программе Ирана, то очевидно, что власти смогли превратить этот вопрос в своего рода национальную идею. В четверг об этом говорил и спикер иранского парламента Голямали Хаддад Адель. Он сравнил ядерную программу Ирана с национализацией нефтяной промышленности Ирана в 50-е годы. Это событие до сих пор остается является одной из самых замечательных вех в истории Ирана. Имея перед глазами этот исторический факт, власти Ирана убеждены, что они справятся с реализацией и атомной программы. В этом же они пытаются убедить народ.


Как считает Шафкат Раджибиян, ядерные разработки для Ирана – не столько политический инструмент, сколько вопрос национального престижа. Если Иран примет условия, которые диктуют США и Европа, внутри страны это посчитают поражением не только власти, но и иранской нации. Те, кто жил в Советском Союзе, хорошо знают, что такое власть идеологии и идеологическое правление. В то время в Советском Союзе большинство людей тоже думали так, как думало правительство. Аналогичная ситуация сегодня в Иране. У жителей страны нет доступа к источникам информации на персидском языке извне, власти закрыли сайт Би-Би-Си и другие интернет-ресурсы. Поэтому в основном информация поступает от правительства.


- Вы жили в Тегеране несколько лет и хорошо знаете особенности национального характера. Насколько управляемо иранское общество? Возможно ли, что бескомпромиссная политика президента может вызвать недовольство внутри страны?


- Конечно, недовольные есть. Я разговариваю по телефону со своими друзьями в Иране, и некоторые из них не скрывают своих негативных оценок. Они считают, что Ахмадинежад должен отступить. Но сам иранский лидер такой возможности даже не допускает. Недавно он заявил о врагах Ирана: «Если мы будем оказывать твердое сопротивление, они будут разбиты и унижены волей иранского народа». Ясно, что он взывает к патриотическим чувствам людей, дабы добиться успеха.


- Если предположить, что события пойдут по самому нежелательному сценарию - в какой степени в традициях Ирана, в традициях персидской культуры противостоять атаке? Это народ-воин?


- Мы это видели в 1980-1988 годах, когда Ирак напал на Иран. До этого Иран, его исламские лидеры твердили: нашей главной ценностью является ислам, наша религия». Но после того как началась война между двумя мусульманскими странами, правительству пришлось пересмотреть свой лозунг «Ислам - это Иран». Используя те же слова, они изменили смысл лозунга. Теперь он стал звучать «Иран - это ислам». Сегодня я говорил с одним иранцем, он не поддерживает исламскую власть в Иране, живет в Лондоне, но говорит, что если будет война - он вернется и будет воевать за свою страну, несмотря на то, кто там у власти. Если война случится – она не будет короткой.


- Какое место в иранской внешней политике отводится традиционному искусству восточной дипломатии?


- Мне кажется, об этом иранцы тоже думают. Допускаю, что Тегеран может вести закулисные переговоры с Европой и даже со своим «заклятым врагом» - Соединенными Штатами. Это даже очень свойственно иранскому обществу и иранскому менталитету.


XS
SM
MD
LG