Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Изобразительное искусство в современной жизни


Программу ведет Олег Вахрушев. В программе принимают участие - Ольга Пичугина, директор Екатеринбургского Музея изобразительных искусств, и Вячеслав Семушкин, основатель «Сибирской галереи современного искусства», город Омск.



Олег Вахрушев: Екатеринбургский Музей изобразительных искусств отмечает 70-летний юбилей. А в это же время в Омске празднуют юбилей русского художника Михаила Врубеля. О месте изобразительного искусства в современной жизни россиян мы и будем говорить сегодня с экспертами в Омске и Екатеринбурге.


В Екатеринбургской студии Радио Свобода я приветствую директора Екатеринбургского Музея изобразительных искусств Ольгу Пичугину.


Здравствуйте, Ольга Кузьминична.



Ольга Пичугина: Доброе утро.



Олег Вахрушев: И через некоторое время по телефонной связи из студии Омской телерадиокомпании «Антенна-7» к нам присоединится основатель «Сибирской галереи современного искусства» Вячеслав Семушкин.


Итак, весна 2006 года. Как оказалось, достаточно много юбилейных событий происходит в эти дни на изобразительном, скажем так, художественном пространстве России. В частности, 70 лет отмечает Екатеринбургский Музей изобразительных искусств. Ольга Кузьминична, естественно, хочется сразу же спросить у вас об истории. 1936 год - что происходило в то время? И что было раньше, до того, как открылся ваш музей?



Ольга Пичугина: Действительно, 1 апреля 1936 года – это дата организации Свердловской картинной галереи. Но галерея возникла не на пустом месте. Дело в том, что уже в начале ХХ века, в 1902 году при Музее Уральского общества любителей естествознания был образован художественный отдел, который начал комплектовать коллекцию русского и западноевропейского искусства.


А вообще в Екатеринбурге городская художественная коллекция возникла в 1887 году, когда сюда прибыла большая выставка из Академии художеств, из Петербурга, и на выставке было представлено около 300 работ российских художников, крупных мастеров. И около десяти потом было оставлено Академией художеств городу для организации городского художественного музея. И вот это собрание, оно, собственно говоря, и положило начало комплектованию городской художественной коллекции, которая разрасталась.


Были передачи и из Академии художеств. Были приобретения с крупных выставок. В 1912 году, например, была большая выставка, которая была организована Обществом любителей искусства в Екатеринбурге, и после нее был приобретен ряд работ крупных художников, например, Коровина и других больших мастеров. Ну и, конечно, большое пополнение коллекции было в 1920 году, когда в процессе Гражданской войны и национализации художественных ценностей из собраний уральских коллекционеров, владельцев, заводчиков поступали в Музей Уральского общества любителей естествознания большие полотна, интересные полотна самых разных мастеров.


И надо сказать, что к середине 20-х годов, когда в город приехал Игорь Эммануилович Грабарь отсмотреть то, что было собрано, он нашел здесь большую, хорошую коллекцию – около 600 произведений западноевропейских мастеров, например, в эту коллекцию входили. И даже часть из нее поступила затем в Москву, и в настоящее время находится, как мы знаем, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. По крайней мере, на выставках эти полотна появляются. Так что Екатеринбург, в общем-то, был местом коллекционирования, собирательства. И многое из того, что было собрано здесь, в настоящее время находится в музее. У нас действительно есть уникальные произведения мастеров, которые в единичном качестве присутствуют в собраниях российских музеев вообще.



Олег Вахрушев: А что сейчас представляет собой по количеству, по художественному наполнению Екатеринбургский Музей изобразительных искусств?



Ольга Пичугина: Вы знаете, каждый музей уникален. У каждого - свое собрание. Вот наш музей – это несколько крупных коллекций, имеющих международное значение. Это большая коллекция каслинского художественного литья, с нашим замечательным каслинским чугунным павильоном. Единственное произведение, архитектурное произведение из чугуна, большое, монументальное, которое находится в музее.


Вторая, наверное, по значимости коллекция – это коллекция русского авангарда. У нас замечательное собрание, одно из лучших в России, большое, которое знают во всем мире. Мы являемся участниками, пожалуй, всех за последние три десятилетия крупных международных проектов, связанных с искусством авангарда. Вот недавно наши работы вернулись из Брюсселя, где они были представлены в большом выставочном проекте «Европалия», связанном с Евросоюзом и представлением России на этом уровне.



Олег Вахрушев: Параллельно с тем, что готовится к празднованию своего юбилея Екатеринбургский Музей изобразительных искусств, в Омске в эти дни отмечают юбилей выдающегося русского художника Михаила Врубеля. И с подробностями об этом – мой омский коллега Вячеслав Суриков.



Вячеслав Суриков: Возможно, что наиболее широко в России 150 лет со дня рождения художника Михаила Врубеля будут отмечать на его родине – в Омске. Торжества начинаются на этой неделе и будут продолжаться целый год. В мае в Омске будет установлен пока единственный в мире памятник Михаилу Врубелю. Его выполнил московский скульптор Михаил Ногин. Он победил в конкурсе, который проводило региональное Министерство культуры. Говорит исполняющий обязанности министра культуры Омской области Алла Гуменюк.



Алла Гуменюк: Врубель поднимается по ступеням к небу, идет вперед, навстречу будущему и оборачивается... такой ракурс острый, поворот фигуры, и он как бы вглядывается в прошлое. Потому что он же имеет тоже традиционную художественную академическую школу. Это очень интересное прочтение. Нужно видеть памятник. Могу только сказать, что он выполнен в бронзе, более трех метров. И у него будет очень красивый постамент из карельского мрамора. В колорите он будет близок к краскам Врубеля.



Вячеслав Суриков: В дни торжеств в Омске пройдет церемония закладки камня в основание нового выставочного зала Омского областного Музея искусств имени Врубеля. Говорит директор музея Борис Коников.



Борис Коников: В городе Врубеля появятся залы, в которых мы сможем достойно представить нашим омичам коллекцию – это 25 тысяч экспонатов. Нам нет равных от Урала до Владивостока. Сегодня в экспозиции находится 0,7 процента. Много ли это или мало? Сегодня стандарт европейских музеев – это где-то 10-12 процентов должно быть доступно зрителю, а остальные находятся в фондах, ну, для того, чтобы обновлять экспозицию, для того, чтобы можно было организовывать выставки.



Вячеслав Суриков: В Омске Михаил Врубель родился и провел первые три года жизни. Где именно – местным краеведам пока установить не удалось. В Омске похоронена его мать. Местонахождение могилы также не известно. Борис Коников считает, что их поиск пока еще не окончен.



Борис Коников: Мы знаем, что он был крещен в Воскресенском соборе, который тоже снесен, и который находится в районе нынешнего Облвоенкомата. Поэтому краеведы пытаются, исходя из того, что здесь произошло это таинство крещения... Но это задача для будущих краеведов.



Вячеслав Суриков: Факт рождения Михаила Врубеля в Омске является частью городской мифологии. Юбилейные празднества призваны максимально популяризовать его среди омичей. По замыслу организаторов торжеств, жители города должны как можно чаще вспоминать и гордиться тем, что они живут на родине великого художника.



Олег Вахрушев: И мой вопрос Вячеславу Семушкину, одному из основателей «Сибирской галереи современного искусства». Вячеслав, скажите, пожалуйста, насколько сейчас, в 2006 году, для омичей значимо имя Михаила Врубеля, как выдающегося русского художника?



Вячеслав Семушкин: Я думаю, что имя Врубеля дорого не только омичам, но и вообще каждому русскому человеку. Очень приятно и почетно осознавать, что Врубель наш земляк.


Ситуация в Омске на художественном рынке, если говорить о рынке, сейчас очень динамично развивается. И это связано не только с тем, что Врубель, но и Клодт, и многие-многие другие художники приняли участие в развитии этой ситуации. У нас сейчас достаточно много на рынке современных художников, присутствуют представители дизайна, художественного искусства и много-много другого. И есть педагогический институт, который сейчас был преобразован из художественно-графического факультета, есть дизайнерский факультет в Технологическом институте. Так что ситуация у нас с искусством достаточно интересная и динамичная.



Олег Вахрушев: Вячеслав, скажите, пожалуйста, имя Врубеля весной 2006 года (все-таки вернемся к этой теме), насколько именно художественная общественность, те же самые молодые, современные художники, скульпторы, архитекторы, скажем так, осознают то, что вот именно здесь, на этой омской земле когда-то родился Михаил Врубель, и то, что омская земля, в принципе, может давать таких достаточно выдающихся творцов?



Вячеслав Семушкин: Сейчас проведен конкурс, называется он «Приношение Врубелю», на который откликнулись очень многие художники, где будут приниматься работы достойного уровня, так можно сказать. Кроме этого, будут проходить различные мероприятия, связанные с этим торжеством, - закладка камня, открытие мемориальной доски, памятника Врубелю. Так что у нас очень серьезная ситуация такая.



Олег Вахрушев: Вячеслав, а если говорить по большому счету, наибольший интерес вызывает в вашем городе какое искусство – современное искусство либо все-таки классическое? Все-таки Врубель – это классический художник, скажем так.



Вячеслав Семушкин: Современное искусство вызывает наибольший интерес. Потому что наш город как бы стоит в стороне, это все-таки провинция. Когда-то это был маленький город, а сейчас это большой территориальный центр, где развивается современное искусство. Классики нам мало было привезено, антиквариата тоже мало. Поэтому наибольший интерес представляет все-таки современное искусство.



Олег Вахрушев: А как обстоит дело в Екатеринбурге, Ольга Кузьминична? Все-таки современное искусство либо классическое?



Ольга Пичугина: Ну, каждый говорит о своем, я понимаю. Но вот наша практика, например, музейная, она показывает, что выставки из крупных собраний столичных музеев, они вызывают бум просто по посещению. И приведу хороший пример. В 2005 году, с августа по конец октября у нас была большая выставка «Спасибо, Урал!» из Государственного русского музея, где, действительно, были представлены шедевры русской живописи. В частности, огромное полотно, монументальное полотно Сурикова «Переход Суворова через Альпы». И, действительно, это вызвало фурор. Было огромное количество посетителей. Мы за вот эти месяцы сделали полугодовой план по посещению.



Олег Вахрушев: Все-таки, значит, классическое искусство...



Ольга Пичугина: Да, конечно, классика привлекает.



Олег Вахрушев: Ольга Кузьминична, 70 лет музею. Можно ли назвать, окидывая взглядом этот период, какие-то знаковые вехи в истории музея?



Ольга Пичугина: Да, безусловно. История музея была и драматической, и радостной. Разнообразные события происходили. Самое, наверное, драматическое и громкое событие – это годы войны и размещение в здании Свердловской картинной галереи сокровищ Государственного Эрмитажа. Два эшелона были вывезены из Ленинграда в июне 1941 года и разместились здесь, в Свердловске. Но очень хорошие, добрые отношения связывают нас с Эрмитажем. До сих пор сотрудники Эрмитажа называют свердловчан и Свердловскую картинную галерею спасителями. И в 1995 году прошла большая выставка «Эрмитаж спасенный» на нашей площадке, в наших зданиях. Надо сказать, что об этом мы помним. У нас на здании на улице Вайнера, 11, там, где располагалась и располагается сейчас Свердловская картинная галерея, где хранились ценности Эрмитажа, висит мемориальная доска, которая повествует об этом событии. Но и надо сказать, что из эрмитажного собрания в 1947 году было передано более 100 произведений, которые вошли, и очень органично вошли в фонды Свердловской картинной галереи и украшают ее до сегодняшнего дня. Вот это большое событие.


И надо сказать, что 50-е – 60-е годы были временем определенного разгона, набора, наверное, сил, опыта. И вот к 80-ым годам, когда был организован Музей изобразительных искусств, в 1985 году начался новый этап в развитии музея. Надо сказать, что мы получили новые здания – и это очень важно, потому что это сразу перевело музей на другой уровень. Потому что был в новое здание, в огромный зал перенесен каслинский чугунный павильон. И сейчас мы можем представлять нашу уникальную и самую большую в России коллекцию каслинского чугунного литья, собственно, это центр нашей экспозиции. Ну и начались крупные выставки с большими художественными музеями, с центральными музеями. Несколько больших проектов было с Эрмитажем, вот уже упомянутый проект с Русским музеем. С Русским музеем мы сотрудничаем уже на протяжении нескольких лет. Вот четвертую, большую выставку из собраний русских коллекционеров будем проводить в следующем году. Третья выставка была в этом году. Ну и надо сказать, что как раз сейчас... и это не только наш музей, но это и другие региональные музеи, провинциальные музеи стараются показывать своим горожанам какие-то интересные проекты из центральных музеев.


Вот в этот юбилейный год мы открываем, собственно, в конце марта выставку из Государственного Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Это не только одна выставка, а это большой проект. Мы открываем представительство Государственного Музея изобразительных искусств. И на открытие мы ждем Ирину Александровну Антонову. Буквально на следующий же день, 28 марта открывается выставка из Царского Села «Истории императорской резиденции». Здесь тоже существует определенная связь историческая между нашими городами. И будут представлены произведения из собрания Царскосельского комплекса и из собрания Александровского дворца.


Ну и вторая половина года – это интересный проект из Государственного исторического музея, посвященный камнерезному искусству российскому, русскому и западноевропейскому. Ну и, наконец, ждем в конце года Третьяковскую галерею с выставкой русских передвижников.


Вот такие планы. И, наверное, на будущее... вот сейчас мы верстаем программы следующих лет, и очень хотим, чтобы у нас расширялись программы взаимодействия между музеями.



Олег Вахрушев: Деятельность музеев – это, наверное, согласитесь вы со мной, Ольга Кузьминична, не только хранение, реставрация, экспозиция творческого наследия времен прошлых, но и пристальное внимание за тем, что происходит сейчас в современном мире, на современном художественном пространстве, и в частности в Екатеринбурге. Вячеслав Семушкин рассказал о том, что происходит в Омске. А сейчас мы послушаем Ирину Мурашову, которая также расскажет о том, что происходит в Екатеринбурге. Благо прошлый год, 2005 год, в Екатеринбурге для художественной жизни имел тоже знаковое значение. Было сразу несколько юбилеев. Плюс ко всему еще одно достаточно значимое событие произошло. 16 лет назад на Урале появилась возможность получать высшее художественное образование, 11 лет назад открылась кафедра декоративного искусства Архитектурной Академии, а в прошлом году на базе кафедры образовался Институт изобразительных искусств. Эти три события отмечали с размахом, и юбилейные торжества оставили след в художественной жизни Екатеринбурга. Подробности у корреспондента Радио Свобода Ирины Мурашовой.



Ирина Мурашова: Высшее художественное образование на Урале началось в 1990 году с открытия двух специальностей – монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. Сначала набирали по семь-восемь человек, материальная база была бедной, выручал энтузиазм учащихся и преподавателей – например, они реконструировали общежития в художественные мастерские. Сейчас вместе учатся будущие специалисты по направлениям «Искусство интерьера», «Художники текстиля», «Анимация и компьютерная графика», скульпторы, архитекторы, ювелиры, камнерезы, художники по керамике, мастера художественной ковки. В прошлом году официальную прописку получила станковая живопись. Больше нигде в России такого единства в стенах одного вуза нет. Проректор по учебной части Уральской архитектурно-художественной академии Виктор Колесников жалеет только об одном – что этого разнообразия не было раньше. Тогда архитекторов было бы меньше, а художников – больше. Но и сейчас уральскому вузу удивляются многие европейские.



Виктор Колесников: Что поражает преподавателей, которые работают в этих университетах, так это первоклассный, очень высокий уровень художественной подготовки в нашей Академии. Некоторые просто основы классического художественного образования в Европе утрачены.



- Поможем выйти из кризиса.



Ирина Мурашова: Помогают – уже сейчас. Выпускник Архитектурной Академии Владимир Пирожков один из ведущих дизайнеров концерна « Toyota ». А вчерашние уральские студенты сейчас восстанавливают в Германии разрушенные во время войны памятники. Заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства Лев Пузаков доволен высоким уровнем мастерства своих выпускников, но жалеет, что они не прикладывают свой талант на родине.



Лев Пузаков: Я очень надеюсь на то, что открытие института повлияет как-то на нашу скульптуру. Очень хорошо, что реставрируют в Берлине. Но почему наш город украшается такими ужасными произведениями скульптуры?



Ирина Мурашова: Тем не менее, у опытных и начинающих уральских художников есть одна отличительная особенность – они «необаксились», утверждает председатель Екатеринбургского отделения Союза художников России Владимир Кривушин. Об этом наблюдении ему сообщили столичные гости.



Владимир Кривушин: Творческая личность формируется, и что-то ему не позволяет поехать в столицу. Да, некоторые едут. Но огромное количество не едет. И художник погибает. И вот если мы здесь создаем, наконец, это учебное заведение, то больше шансов, что, наконец, здесь появятся те люди, которые проявят себя.



Ирина Мурашова: Шансов на это становится все больше. Создается Уральский Музей живописи, идут разговоры о возможном открытии в Екатеринбурге Уральского отделения Российской Академии художеств. Появится он как раз на базе Института изобразительных искусств. Таким образом, вуз станет еще и научным центром.



Олег Вахрушев: Ольга Кузьминична, а то, что здесь, в Екатеринбурге, при Академии архитектуры создался еще один институт, это для вашего музея что-то значит?



Ольга Пичугина: Замечательно! Мы можем только приветствовать такую инициативу. Вообще-то, для меня этот вуз – это не сторонняя организация. Во-первых, там учится мой средний сын. А во-вторых, я сама там преподаю на отделении тканей историю декорирования тканей. И вы знаете, очень талантливые девушки учатся там, да и ребята есть. И замечательные педагоги, которые готовят действительно хороших специалистов, крепких специалистов. Вы знаете, такие дипломы... вот рецензируешь иногда – просто замечательные.


Поэтому я думаю, что Екатеринбургу нужны крупные художественные силы, современные художники. И готовить их, конечно, нужно. В этом отношении я совершенно солидарна со специалистами Архитектурной Академии, художественного вуза, которые говорят о том, что мы в чем-то двигаем Европу вперед. Это совершенно правильно. Это действительно так. И надо сказать, что наше художественное образование, ну, когда-то, может быть, оно считалось несколько стереотипным, а вот сегодня мы видим, что вот эти традиции, их сохранение – это очень хорошее, в общем-то, дело. Потому что художник, который получил школу, дальше он может развиваться в любом направлении в соответствии со своей индивидуальностью, в соответствии со средой и так далее. Поэтому я думаю, что это очень хорошо и замечательно.



Олег Вахрушев: А как ваш музей смотрит на творчество современных художников, в частности?



Ольга Пичугина: Прекрасно.



Олег Вахрушев: Вы как бы наблюдаете издалека, отстраненно: «Работайте, а мы посмотрим»?



Ольга Пичугина: Вы знаете, дело в том, что у нас, во-первых, есть отдел современного искусства, который имеет свои коллекции. И, кстати сказать, эта коллекция самая большая в музее, по сравнению с другими. Надо сказать, что вот с комплектованием... Ведь дело в том, что процесс комплектования музея – это очень важная сторона его деятельности. Но надо сказать, что здесь есть определенные проблемы. И я думаю, что это проблемы в целом по российским музеям. Даже такие крупные музеи, как Третьяковская галерея, например, вот сейчас, мы знаем, они не всегда могут приобретать то, что они хотят. И в этом отношении самое страшное в музейных коллекциях – это лакуны, то есть момент, когда не приобреталось... И вот у нас, например, по 60-ым годам есть такая ситуация, когда недостаточно произведений для того, чтобы создать полноценную экспозицию, вот этот раздел экспозиции. К большому сожалению, и 90-е годы у нас также выпадают. Даже наши, в общем-то, художники... не всегда музей может приобрести то, что он хотел бы, и то, что достойно было бы приобрести в коллекцию музея. Вот это большая проблема, конечно.



Олег Вахрушев: Вячеслав, а как в Омске обстоят дела? Насколько легко и с охотой ли музеи берут, приобретают либо принимают в дар полотна молодых современных художников?



Вячеслав Семушкин: Знаете, берут, приобретают в дар, покупают. И вообще, у музеев достаточно большой интерес к современному искусству в Омске. Более того, когда в середине 80-х годов, как раз в период перестройки, был такой всплеск творческий, то появилось очень много интересных примет того времени – картины, которые до сих пор... сейчас уже, наверное, являются раритетами. И вот у меня в галерее собралось тогда более ста молодых художников, которые сейчас уже представляют как бы лицо Омска. Это и Муратов, и Александров, и Владимиров, ну, и многие другие художники. Затем был организован музей «Искусство Омска», который коллекционировал современное искусство. Было очень много подарено, были и покупки. Затем финансирование, как и во всей России, было свернуто. Но вот сейчас как раз, тем не менее, интерес к современному искусству вновь возрос. И приобретаются картины, и дарятся картины современных художников. Более того, появились коллекционеры - это богатые люди, которые интересуются современным искусством, приобретают это искусство. Правда, пока это еще все хаотично. Но ситуация развивается.



Олег Вахрушев: Спасибо, Вячеслав.


Ольга Кузьминична, 1 апреля – какие непосредственно к этой дате мероприятия будут происходить, именно в день 70-летия музея?



Ольга Пичугина: Мы начинаем праздничную программу за неделю до нашего дня рождения. 28 марта открывается общероссийская конференция, посвященная юбилею музея, и она научно-практическая по исследованию коллекций, по нашим проблемам музейным. Кроме того, я уже говорила о двух выставках, которые придут к нам, и тоже они входят в праздничную программу. Ну и мы считаем, что весь год, собственно, для нас юбилейный, поэтому практически все выставки, которые запланированы, и о которых я уже говорила, они входят в программу праздничных мероприятий.


И сейчас мы уже готовимся к следующему большому проекту из Государственного исторического музея. Приезжают дизайнеры, которые будут смотреть экспозицию, и будем обсуждать, что нужно для этой выставки. Финансирование уже заложено. То есть следующий проект уже, так сказать, назревает.



Олег Вахрушев: Благодарю всех за участие в беседе.


XS
SM
MD
LG