Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Человек дня - итальянский кинорежиссер Бернардо Бертолуччи


Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 16 марта - итальянский кинорежиссер Бернардо Бертолуччи, который сегодня отмечает свой юбилей.


Бертолуччи родился в 1940 году в Парме, получил литературоведческое образование в Риме, писал стихи. В 1961 году стал помощником режиссера Пьера-Паоло Пазолини. В 1964 году дебютировал как режиссер с полноформатным фильмом "Перед революцией". Получил известность в начале 70-х после выхода фильма "Конформист" по роману Альберто Моравиа. Среди других знаменитых фильмов Бертолуччи - "Последнее танго в Париже", "Двадцатый век", "Последний император", "Под покровом небес", "Ускользающая красота". Последняя его работа - фильм о студенческих волнениях во Франции в 1968 году "Мечтатели". Лауреат многочисленных профессиональных наград, в том числе девяти премий "Оскар".


О человеке дня Радио Свобода говорит мой коллега Дмитрий Волчек.



Дмитрий Волчек: Странно, что самую совершенную работу Бертолуччи - фильм "Луна", повесть об инцестуальных отношениях оперной дивы и ее взбалмошного сына, - критики и зрители подзабыли. А именно эта картина лучше всего иллюстрирует философию режиссера - философию, основанную на учениях божества, которому Бертолуччи остается верен уже четыре десятилетия. Божество это - Зигмунд Фрейд.


С Фрейдом Бертолуччи сверяет не только свои сюжеты, но даже движения камеры. В своей работе "По ту сторону принципа удовольствия" Фрейд описывал ребенка, который играет с предметом на веревочке - прячет его, симулируя потерю, а потом вытягивает. В "Луне" Бертолуччи так организовал движение операторской тележки, что ее рывок вперед символизировал желание героя приблизиться к смутному объекту своего желания, а отъезд вспять - стремление удалиться от предмета страсти. Режиссер не раз повторял, что итальянское слово "камера" означает спальню, и подчеркивал, что его любовь к кинематографу связана с фрейдистской теорией скотофилии, страсти наблюдать, восходящей к удовольствию, которое испытывает ребенок, подглядывающий за тем, как его родители занимаются любовью. Отсюда же обилие танцевальных сцен в его фильмах - танец Бертолуччи интерпретирует, опять же по Фрейду, как дозволенную обществом имитацию полового акта. Не забудем и частые обращения к теории эдипова комплекса: убийства замещающих отца фигур в "Конформисте" и "Последнем танго в Париже".


Постоянство пристрастий Бертолуччи (тут еще, помимо фрейдизма, вспомним марксизм и буддизм), которым отмечены все его работы, в том числе и последняя - фильм "Мечтатели", где камера-спальня противопоставлена бунтарской улице, сродни постоянству его профессионального мастерства: ни одного провала за 40 лет работы в кино. Можно предположить, что к юбилею Бертолуччи достиг состояния, которое он в юности определил как свою мечту: жить фильмами, думать кинематографично, есть кинематографично и спать кинематографично.


XS
SM
MD
LG