Ссылки для упрощенного доступа

Европейский союз – России: транзит газа в обмен на внутренние рынки


Жозе Мануэл Баррозу предлагает России разрешить свободный транзит по ее территории газа, закупаемого Европой у других
Жозе Мануэл Баррозу предлагает России разрешить свободный транзит по ее территории газа, закупаемого Европой у других

Встреча председателя Европейской Комиссии Жозе Мануэла Баррозу с президентом Владимиром Путиным сегодня – один из этапов подготовки нового соглашения между ЕС и Россией «О партнерстве и сотрудничестве». Срок ныне действующего истекает в 2007 году. Одной из главных составляющих будет энергетика, точнее, поставки в Европу энергоносителей. И не только российских.


Основное из предложений Европейского союза России в части поставок энергоносителей уже известно. И речь идет не о российских газе или нефти. Европейская комиссия предлагает России разрешить свободный транзит по газопроводам на её территории газа, закупаемого Европой в «третьих» странах. В этом случае Европа, со своей стороны, будет готова открыть для российских компаний – в первую очередь, «Газпрома» – внутренние рынки природного газа, то есть позволить российским компаниям обслуживать конечных потребителей в европейских странах. Оба положения - и о свободе транзита, и об открытии рынков – содержатся в международном договоре Энергетической Хартии, подписанном Россией еще в 1994 году, но до сих пор не ратифицированном.


Впрочем, новое энергетическое соглашение с Россией – лишь часть проекта Единой энергетической стратегии Евросоюза, представленного 8 марта в Брюсселе председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу, заявившего, что «Европа не может себе позволить 25 разных энергетических стратегий». По его словам, проект предусматривает решение в энергетике Европы трех основных задач: экологическая приемлемость, конкуренция и безопасность. «Если перенести на географическую карту, - заявил Ж.М. Баррозу - то проект можно представить как треугольник "Киото - Лиссабон - Москва". "Киото", - пояснил он, - ибо речь идет об экологической составляющей энергетики». В Лиссабоне несколько лет назад руководители европейских стран решили превратить Европу к 2010-ому году в самую конкурентоспособную экономику мира. И, наконец, Москва – как пример значимого партнера для обеспечения поставок энергоносителей.


ЕС: открыть неоткрываемое


Особое значение Европейская комиссия придает второму компоненту – становлению конкуренции на европейском энергетическом рынке. «Цель наших усилий – создать ситуацию, при которой конечный потребитель, скажем, в Португалии, мог бы свободно покупать электроэнергию в Финляндии», - заявил руководитель департамента энергетики Европейской Комиссии Андрис Пиебалгс.


Еще в 2003 году Европейский союз принял решение, согласно которому с 1-го июля 2004 года крупные потребители - компании и предприятия – во всех странах ЕС должны обрести свободу выбора поставщика как электроэнергии, так и газа. А с 1-го июля 2007 года такой же выбор должен быть предоставлен и любым частным потребителям. Добиться этого на рынке электроэнергетики – оказалось значительно проще, чем на рынке газа. Во многих странах ЕС – Великобритании, Швеции, Финляндии, Германии – любой частный потребитель может выбрать себе поставщика электроэнергии из любого региона страны. Переоформить контракт занимает времени не больше, чем переоформление подписки на журнал. При этом почти вся производимая в европейских странах электроэнергия в них же и потребляется: на долю трансграничных её поставок в ЕС приходится не более 10%. Так что португалец сможет покупать финскую электроэнергию еще не завтра.


На европейских рынках газа доля трансграничных поставок такая же – примерно 10%. Но сами эти рынки фактически закрыты для какой-либо конкуренции, и потому выбора у потребителя, по сути, не остается. Исключения составляют лишь Великобритания и Швеция, где и эти рынки уже либерализованы.


К этим двум странам вскоре присоединится Германия, где с 1-го апреля потребители, как промышленные, так и частные, смогут выбирать поставщика газа. Но сам выбор – минимален. Немецкий рынок газа, поясняет наш корреспондент в Мюнхене Александр Маннхайм, поделили между собой всего три крупнейших компании, все – немецкие: E . On - Ruhrgas , RWE и ENBW . Половину рынка контролирует одна Е. On - Ruhrgas . Кстати, до конца 2006-го года на немецкий розничный рынок газа впервые могут быть допущены иностранные компании, сообщили нам в министерстве экономики и энергетики Германии. Речь идет о том, что они в принципе получат возможность договариваться с немецкими компаниями о прокачке своего газа по их трубопроводам. Но иностранные компании - только из стран ЕС.


А в Финляндии, например, и после 2007 года местный рынок газа, скорее всего, еще на какое-то время останется монопольным. Весь газ, используемый в стране, поступает из России. Здесь им распоряжается контролируемый государством концерн Gasum , который является единственным продавцом газа финским потребителям. И когда в 2003 году ЕС принимал «газовую директиву» о либерализации рынка с 2007 года, рассказывает наш корреспондент в Хельсинки Геннадий Муравин, в отношении Финляндии было принято особое решение: директива вступит здесь в силу лишь тогда, когда Финляндия либо будет присоединена к общеевропейской газопроводной сети, либо когда Россия перестанет быть единственным поставщиком газа в Финляндию.


В большинстве европейских стран на внутренних рынках газа сохраняется «региональная» монополия. При этом они могут по-прежнему контролироваться государством, хотя и были приватизированы. Как, например, в Италии, где, по словам нашего автора в Милане Юрия Мальцева, местные энергетические консорциумы являются полными монополистами на своем, региональном уровне.


Примерно та же картина в Испании, хотя энергокомпании здесь и частные. Возможности выбрать поставщика газа у испанцев нет, рассказывает наш корреспондент в Мадриде Виктор Черецкий. Импортирует, в основном из Алжира, и поставляет природный газ конечным потребителям одна-единственная компания - Gas Natural. Она является филиалом корпорации Repsol, приватизированной в середине 90-ых годов и входящей ныне в десятку крупнейших нефтегазовых компаний мира. Другой её филиал – компания Repsol-Gas - занимается производством и продажей газа в баллонах. Ими пользуется почти половина всех семей в Испании...


Другими словами, на внутренних рынках газа большинства европейских стран конкурентов никто не ждет. Даже европейских. И недавние истории – тому подтверждение. Правительство Франции, которому на 80% принадлежит самый крупный в Европе энергетический монополист – Electricite de France / Gaz de France – делает все, чтобы воспрепятствовать попыткам итальянской Enel приобрести пакет акций еще одной французской компании. При этом доля EDF / GDF на рынке электроэнергии и газа во Франции составляет почти 80%. А предложение немецкой E . ON - Ruhrgas купить испанскую Endesa тут же инициировало контрмеры со стороны властей Испании.


«Газпром»: переправлять или продавать?


В свою очередь, предложение в адрес России разрешить свободный транзит по газопроводам на ее территории газа, закупаемого Европой в «третьих» странах, может не найти благодарного отклика в «Газпроме». Такими «третьими» странами, учитывая существующие газопроводы, могут быть Туркмения и Узбекистан, обладающие крупными запасами, а также Казахстан, возможности которого в части крупных поставок газа лишь изучаются, отмечает аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Мангилев.


Но главный вопрос – как и где Европа может покупать среднеазиатский газ? «Россия уже поставляла среднеазиатский газ в европейские страны под видом российского газа, покупая его, в том числе, в Туркмении, - говорит Дмитрий Мангилев. - В дальнейшем Европа, безусловно, хотела бы получить возможность покупать этот газ напрямую у той же Туркмении, поскольку он там просто дешевле. Вопрос в том, пойдет ли на это Россия?»


Кстати, свободного доступа к газопроводам для других поставщиков газа Евросоюз добивается от России давно, но два года назад фактически отказался от всех своих прежних требований – только бы Москва подписала Киотский протокол!


Но, если теоретически допустить, что Россия согласится на свободный транзит газа из «третьих» стран, не останется, по сути, никаких препятствий для того, чтобы такой же доступ к «экспортной» трубе «Газпрома» получили бы и независимые производители газа в самой России. На их долю приходится сегодня примерно 12% всего добываемого в стране газа. То есть прерывалась бы экспортная монополия «Газпрома». «Трудно представить, чтобы "Газпром" согласился, - полагает Дмитрий Мангилев. – Ведь реальная цена покупки газа "Газпромом" у российских независимых производителей – 22-24 доллара за тысячу кубометров. Другими словами, покупая у них газ по 20 долларов, "Газпром" продает его затем Европе по 200 долларов».


В канун нынешнего визита в Москву глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил: «В энергетике Европа и России – взаимозависимы. В этой сфере мы просто обязаны расширять сотрудничество».



XS
SM
MD
LG