Ссылки для упрощенного доступа

Знакомьтесь с паралимпийцем Сергеем Шиловым Джанкарло Физикелла и Фернандо Аллонсо – второй дубль в истории «Рено». Впечатления о начале чемпионата мира в «Формуле-1» Стартовые экономические позиции футбольных клубов




Валерий Винокуров: Об одном из призеров Паралимпийских игр в Турине Сергее Шилове рассказывает корреспондент Радио «Свобода» во Пскове Анна Липина.


Анна Липина: Псковичу Сергею Шилову 35 лет. В 1998 году он Шилов завоевал золото в лыжных гонках на дистанции 5 километров на Паралимпийских играх в Нагано (Япония). В 2002 году на играх в Солт-Лейк-Сити завоевал 3 золотые и одну серебряную медаль. Родители звезды паралимпийского спорта - пенсионеры. Мама, Людмила Дмитриевна, свободное время проводит за рукоделием.


Людмила Шилова: Прошлую зиму я вязала носки. Всем связала. Это чем хорошо? Проблема подарков решена, руки заняты, потом дурные мысли в голову не лезут.


Анна Липина: Дурные мысли пришли в семью Шиловых вместе с горем. 17-летний Сережа попал в автомобильную аварию. А ведь тогда он подавал большие надежды, говорит первый тренер Сергея по спортивному ориентированию Валентин Никитин. Добился звания кандидата в мастера спорта. После многочисленных операций стало ясно, что Сергей ходить не будет никогда. Месяцы, проведенные на больничной койке, открыли в нем творческий талант. Из обыкновенных спичек он научился делать искусные макеты домов, церквей.


Людмила Шилова : В Москве он в клинике лежал, вставать еще нельзя было, и лежа делал. Точил, вот эти купола вытачивал.


Анна Липина: После того, как Сергей научился самостоятельно передвигаться в коляске, он объездил все церкви Пскова. Некоторые из них сделал из спичек с натуры. Работа крайне кропотливая. Чтобы создавать такие миниатюры, нужно не только время, но и колоссальное терпение. Мама показывает спичечные шедевры сына-олимпийца, любовно расставленные на полках в тесной квартирке.


Людмила Шилова: Вот это его любимая - из Китежа. Потом он даже на коляске ездил, объехал он церковь Николы со Усохи, потом ее сделал сам.


Анна Липина: Однако спичечные домики - это просто хобби, а Сергей пытался зарабатывать. Освоил работу на швейной машинке, научился печатать, без дела никогда не оставался. Друзья-спортсмены, первый тренер Валентин Никитин постоянно помогали. Они и сейчас приходят к Шиловым, которых уже считают родными людьми.


Сергей Никитин: Привет, Сережка есть?
Анна Липина: Это пришел Валентин Никитин, который внимательно следит за успехами своего подопечного.


Сергей Никитин: Когда на соревнованиях, так почти каждый день, когда выступает, мы знаем, как он выступил. Теперь связь хорошая, даже когда финишировал - уже знаем результаты.


Анна Липина: Сейчас Сергей Шилов – уже заслуженный мастер спорта, четырехкратный чемпион Европы по лыжным гонкам, двукратный серебряный и бронзовый призёр чемпионата Европы, победитель Кубка мира 2003 года и чемпион мира 2005 года. Живет и тренируется в Москве, но когда приезжает во Псков, мама обязательно готовит его любимое блюдо - домашние пирожки.




Олег Винокуров: Второй этап чемпионата мира по автогонкам «Формулы-1» прошел в Малайзии. Размышлениями о начале чемпионата делятся Наталья Федотова и Алексей Кузнецов.


Алексей Кузнецов: Любой этап чемпионата мира «Формулы-1» предлагает зрителям и участникам не столько ответы, сколько вопросы. Каждый раз думаешь: а что же дальше? И нынешний Гран-при Малайзии исключением не стал. Пожалуй, здесь количество перешло в качество. Дело в том, что в последнее время все очевиднее становится перерождение современной «Формулы-1» из чистого вида спорта в некое почти математическое, виртуальное состязание. В самом деле, с усложнением формата квалификации, для зрителей он стал некоторой головоломкой, ребусом. Каждый раз даже комментатор путался в том, на какое же место реально попадает команда, которая вроде бы занимает место в первой десятке, затем окатывается на десять мест назад, а теоретически может еще откатиться. Получается страшная путаница. Нет гонки в чистом виде. Сражение двух и более пилотов за какое-то место по ходу гонки, это опять, может быть, 10% от общего времени гонки. Все остальное время болиды едут наравне друг с другом, едут в одиночестве, заезжают на пит-стопы, меняют колеса, первое место становится условно первым, мы долго думаем, заедут ли они еще на пит-стоп, не заедут. Хорошо это или плохо? Если каждая гонка вдруг начинает превращаться в двойственную структуру, когда у нее есть реальная картина, которую видят зрители, и оказывается, что эта картина не вполне реальна, что есть еще некое виртуальное положение и оно-то, собственно, и правит бал в современной «Формуле-1». И размышляя о будущем «Формулы-1», мне кажется, обойти его молчанием попросту нельзя.


Наталья Федотова : Возвращаясь ко второму этапу чемпионата мира 2006 года, Гран-при Малайзии, прежде всего, нужно отметить дубль команды «Рено». Между прочим, как оказалось, это всего второй раз за всю историю гонок «Формулы-1», когда команда «Рено» заняла первое и второе места в гонке. Раньше это случилось лишь в 1982 году, когда победителем был Рене Арно, а вторым финишировал Ален Прост.


«Формула-1» сейчас несколько напоминает 2004 год, когда подавляющее преимущество было у «Феррари», и было неинтересно смотреть гонки. В этот раз настолько надежными были два болида «Рено», что стало сразу понятно: никто не сможет вмешаться в борьбу. Но тут возникает другой вопрос – была ли на этом этапе командная тактика? На этой неделе было много разговоров о том, что руководство команды «Рено» недовольно тем, как выступает Джанкарло Физикелла. Ему дали три-четыре этапа на то, чтобы поправить свою репутацию в команде. Но есть третий гонщик Хейкки Ковалайнен, который может занять место Физикеллы. Я с этим не совсем согласна. Я считаю, что все неудачи Физикеллы все-таки были связаны не с его ошибками как пилота, а с ошибками именно техников. На этот раз Физикелла выиграл, и у меня сложилось впечатление, что Фернандо Алонсо имел большой потенциал и вполне мог выйти на первое место, но не стал этого делать, дав шанс Физикелле выиграть и тем самым восстановить репутацию и продолжить выступление за «Рено».


Алексей Кузнецов: Наталья, а что Вы скажете еще об одном дубле, и тоже с вопросом, была ли командная тактика - о пятом и шестом местах «Феррари», где первый пилот тоже пришел позже второго?


Наталья Федотова: Я тоже считаю, что своеобразная командная тактика была. «Феррари» уже много лет ругают за то, что они без конца применяют эту командную тактику. Что все работают на Михаэля Шумахера, и соответственно второй пилот все время остается в тени и должен помогать главному гонщику. Но на этот раз получилось наоборот. Когда Фелипе Масса в определенный момент вышел вперед, Михаэль Шумахер не стал предпринимать никаких попыток его опередить. Хотя было видно, что болиды у них практически равные и можно было бы и побороться. Но, с другой стороны, после того, как перед квалификацией на обеих «Феррари» были заменены двигатели, можно предположить, что Шумахер просто не хотел рисковать.


Но тут есть еще один интересный момент. Дело в том, что основная причина, по которой в последние годы гонщики всех остальных команд выступали против «Феррари» – то, что они не хотели подписывать договор об ограничении тестов. И наконец-то, когда две недели назад этот договор «Феррари» подписала, получилось так, что никаких особых претензий к ней нельзя было предъявить. Тогда нашли еще одну причину, и другие команды написали протест в Федерацию автоспорта. Еще неделю назад многие высказывались против того, что «Феррари» применила новую конструкцию антикрыла. Сначала говорили, заднего, теперь – переднего: это, мол, не соответствует регламенту. Так вот, технические комиссары провели несколько испытаний и сказали, что все это соответствует регламенту. Тогда команды подали протест уже на сам регламент.


Но это пока еще под вопросом. А основное, что ставили в вину итальянской команде, – это командная тактика, и поэтому сейчас гонщики пытаются доказать, что никакой командной тактики нет, и Михаэль Шумахер, хотя он и семикратный чемпион мира, но если Фелипе Масса идет впереди, то никто не позволит Михаэлю, только за счет его званий, опередить своего соперника.


Алексей Кузнецов: Через две недели состоится третий этап – Гран-при Австралии. Все специалисты и зрители знают, что настоящая «Формула-1» начинается на этапах в Европе. Именно туда и переедет большой автомобильный цирк после Австралии. Тем не менее, в Мельбурне, как правило, происходят достаточно любопытные события. Так что через две недели будем ждать нового грандиозного зрелища.




Дмитрий Морозов: Начался очередной чемпионат России по футболу. Стартовые экономические позиции клубов – такова тема нашей сегодняшней беседы с экспертом программы «Прессинг», профессором Робертом Воскеричяном.


Роберт Воскеричян: Действительно, мы дождались. Если Вы помните, Дмитрий, когда начинался чемпионат России 2005 года, мы говорили о том, что с точки зрения экономики большого футбола это должен быть переломный год, что многие команды встанут на рельсы здорового экономического развития и самоокупаемости. Отчасти эти прогнозы оправдались. Некоторые команды сделали достаточно существенные шаги в этом направлении, другие, наоборот, снизили планку и выбыли из стройных рядов борцов за экономическую эффективность. Прежде всего, я имею в виду самарские «Крылышки». Тут, как говорится, смеяться грешно, потому что это беда команды.


Дмитрий Морозов: До сих пор?


Роберт Воскеричян: Да. Очень много проблем. Но об этом чуть позже. А обидно то, что «Крылышки», в общем-то, по своему маркетинговому потенциалу, по способности зарабатывать деньги, одна из ведущих команд, которая может даже опередить большинство московских клубов. За исключением, может быть, «Спартака» и ЦСКА. Так что, начиная нашу беседу, посвященную чемпионату страны по футболу, вынужден опять с изрядной долей оптимизма утверждать, что и нынешний сезон закрепит эту тенденцию.


Тенденция видна. Все стали считать деньги, никто не разбрасывает, как выражается главный футбольный деятель всего мира господин Блаттер, - «деньги в порнографических количествах», - а копейку каждую считает.


Теперь по командам. Конечно же, те, кто были впереди по части бюджета, впереди и остались. Прежде всего, ЦСКА, «Спартак», «Динамо» и «Зенит». Что касается «Спартака», ЦСКА и «Динамо», то там никаких драматических изменений, с точки зрения владельцев и акционеров, нет.


Дмитрий Морозов: И «Локомотив», конечно, да?


Роберт Воскеричян: «Локомотив» - один из самых богатых клубов, но уже не самый богатый. У большинства команд бюджеты либо сохранились, либо увеличились. Очень хорошо себя чувствует «Москва». «Рубин» примерно на том же уровне остался – где-то около 20-25 миллионов. Резкий скачок ликвидности, скажем так, сделала томская «Томь», потому что еще в конце минувшего футбольного сезона, в сентябре-октябре, появился у нее, наконец, нормальный спонсор, «Томскнефть», с достаточно серьезными оборотами. И в межсезонье команда укрепилась. Сначала они анонсировали годовой бюджет миллиард рублей – больше 35 миллионов долларов. Это больше, чем даже декларированный бюджет ЦСКА. И почти такой же, как декларированный бюджет «Спартака». Потом стали снижать: сперва 27, сейчас остановились на 25 миллионов.


Дмитрий Морозов: Что тоже немало.


Роберт Воскеричян: Это хорошо. Команда будет жить. Она в первом туре очень неплохо себя проявила.


Дмитрий Морозов: А дебютанты Премьер-лиги?


Роберт Воскеричян: Что касается «Луча-Энергии», то эта команда преподнесет немало сюрпризов. Тренер Павлов, что бы о нем ни говорили, крепкий профессионал, умеет ставить игру, имеет в обойме игроков чуть ниже или примерно среднего уровня. И бюджет там неплохой - примерно 17, может быть, до 20 миллионов. Нужно учитывать, что у них очень серьезные льготы по чартерам. Компания «Владивосток Авиа» им делает серьезные скидки, губернатор помогает. Деньги у них есть, и я знаю, по тем контрактам, которые они подписывают с игроками, у них четкая и стабильная система. Если игрок зарабатывает, условно говоря, сто тысяч долларов в год, то они ему дают 150-170, если хороший игрок – дают 200. Но, конечно, это не игрок уровня Сычева или Кержакова, который миллион зарабатывает, таких у них нет. Но когда игроку, зарабатывающему 150-200 тысяч, говорят, что он будет зарабатывать 350, он все бросает и едет. Вот там Мовсесьяни Оспешинский, и братья Аджинджал. Там сейчас очень серьезная обойма собралась, я думаю, они потреплют очень многих лидеров.


Что касается второго новичка – нальчикского «Спартака» – совсем ничего не могу сказать. Потому что бюджет, честно говоря, сиротский – 6-7 миллионов. Учитывая, что мало кто хочет летать в проблемный регион, судьи начнут давить. Это же понятно. Хотя команда симпатичная. И вообще вылетел «Терек», вылетела «Алания». Но всегда есть, и в советской традиции была такая южная ветвь, течение. В России какая-то команда с юга должна быть. Когда-то «Анжи» показывал проблески а ля тбилисское «Динамо» советских времен, когда-то «Алания». Она даже была однажды чемпионом.


Что касается команд, которые не являются дебютантами, но, тем не менее, имеют большие проблемы по части финансов… Прежде всего, очень серьезная проблема есть у «Крылышек». Этот кризис длится уже почти год после того, как ушел Ткаченко. Сейчас все держится на честном слове достаточно уважаемого и авторитетного человека, губернатора Титова. Он дает слово, держит его, футболистам все выплачивается. Клубам, которые продают в «Крылья» своих игроков, и агентам, которые представляют интересы этих игроков, худо-бедно, но частями деньги выплачиваются, по моей информации. Но все это до первого серьезного толчка. Я боюсь, что команда может опять осыпаться, и будет жаль.


И еще один момент касательно наиболее бедных команд, который меня смутил. Я имею в виду пермский «Амкар». Во-первых, у этой команды все нормально: прекрасный тренер, хорошо поставленная игра. В прошлом году они объявляли бюджет примерно 13 миллионов. А сегодня, согласно данным, которые я почерпнул в газете «Известия» - 5 миллионов, а у московского «Торпедо» стоит цифра 8 миллионов. Я думаю, что это либо опечатка, либо кто-то в этих клубах сильно пошутил и отправил такие абсолютно недостоверные сведения.


Заканчивая сегодняшний разговор касательно экономики футбола не вообще, а Премьер-лиги и начинающегося сейчас чемпионата, скажем так: в целом стоимость подросла. Хотя опять-таки сошлюсь на две газеты, которые мы цитировали сегодня. В «Известиях» - 350 миллионов долларов, по данным еженедельника «Футбол. Хоккей» - 450 миллионов. Это совокупные бюджеты команд Премьер-лиги. А по моей оценке, минимальный совокупный бюджет всех 16 клубов Премьер-лиги это, по самым скромным оценкам, 500 миллионов долларов. А, скорее всего - больше.


«Не важно, кто как голосует, важно, кто как считает». Это уже мощный бизнес. 500 миллионов – это уже очень серьезно.


И второй момент. Просматриваются элементы очень серьезного ведения бизнеса и рассмотрения чемпионата, содержания клубов как элемента бизнеса. И это уже просматривается и в ЦСКА, не будем сейчас говорить, какие там проценты самоокупаемости, потому что мы никогда ничего никому не докажем, дискутировать вне аудированных цифр я как экономист не могу себе позволить. Это касается и «Спартака» в том случае, когда у него появится свой стадион, хотя и ЦСКА то же самое касается. У «Локомотива», если он будет показывать хорошую игру, в принципе, все данные есть, стадион и все прочее уже подготовлено. О Самаре я сказал. Есть группа команд, которые в этом году уже могут начать строить экономику своего клуба, потому что все для этого уже создано.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG