Ссылки для упрощенного доступа

Госдума приняла во втором чтении законопроект о минимальном уставном капитале для банков


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Александр Гостев : Государственная Дума России приняла во втором чтении законопроект, которым впервые минимальный уставный капитал для банков устанавливается на уровне закона. Он совпадает с требованиями, которые предъявляются к банкам в странах Европейского Союза. Однако в России им соответствует менее половины всех действующих банков. Над этой темой сегодня работал мой коллега Сергей Сенинский.



Сергей Сенинский: Одобренный Государственной Думой законопроект устанавливает, что уставный капитал действующих в России банков не может быть менее 5 миллионов евро в рублевом эквиваленте, разумеется. Но подобный норматив уже действует в России не первый год. Зачем потребовался новый закон? Наш первый собеседник в Москве, председатель подкомитета Государственной Думы по банковскому законодательству Павел Медведев.



Павел Медведев : Норматив не изменился. Как требовалось от создаваемых банков 5 миллионов евро, так и требуется. Но раньше этот норматив содержался в подзаконных актах Центрального банка, а теперь перекочевал в закон прямого действия.



Сергей Сенинский: Как определить главный мотив законодателей в этом случае? Стимулирование консолидации банковской системы или необходимо, чтобы эта часть регулирования банковской деятельности соответствовала каким-то другим его частям?



Павел Медведев : У закона есть такая моральная сторона. Банковское сообщество долго опасалось того, что требования о высоком капитале будет предъявлено к существующим банкам. Теперь, когда в законе написано, что к существующим банкам не предъявляются требования о высоком капитале, банковское сообщество успокоилось.



Сергей Сенинский: Норматив минимального уставного капитала банка, действующий в России и теперь обретаемый ранг закона, совпадает с нормативами, принятыми в странах Европейского Союза, в частности, в Германии. Наш корреспондент в Мюнхене Александр Манхайм.



Александр Манхайм : Получение лицензии на открытие банка в Германии регулируется так называемым Законом "О кредитной системе". Кроме различных требований, которые кредитный институт должен выполнить, ему ставится обязательное условие иметь в качестве уставного минимума капитал в 5 миллионов евро. Правда, для банков, совершающих операции исключительно через Интернет, уставный минимум составляет лишь 1 миллион евро.



Сергей Сенинский: Итак, в России требование теперь по закону минимального устава капитала в 5 миллионов евро с 1 января 2007 года будет применяться лишь в отношении вновь создаваемых банков. Для уже существующих делается оговорка. Даже если их капитал меньше, они могут продолжить бизнес, но при условии, что в дальнейшем минимальный капитал не окажется меньше, чем он был на день вступления закона в силу, то есть на начало 2007 года.


В России сегодня примерно 1200 банков. По экспертным оценкам, сколь велика доля тех из них, у которых этот капитал меньше? Банковский аналитик инвестиционной компании "Тройка Диалог" Сергей Донской.



Сергей Донской : Если допустить такой гипотетический сценарий, когда это требование вводится для всех банков и без так называемой "дедушкиной оговорки", я бы сказал, что могла бы пострадать примерно половина банков, ныне существующих в стране.



Сергей Сенинский: Главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова.



Наталья Орлова : Я бы говорила, наверное, о 60 или 70 процентах от общего количества банков. Известно, что в России очень большая сегментация - это небольшое количество очень крупных банков и большое количество мелких банков. Поэтому, я думаю, что если мы рассуждаем о количестве, то, наверное, процентов 60-70 приблизительно такое уровень должен быть.



Сергей Сенинский: Другими словами, положение законопроекта, позволяющее уже действующим банкам остаться в этом бизнесе, даже если их уставный капитал меньше 5 миллионов евро, имеет отношение условно к примерно половине банковской системы России.



Павел Медведев: Законодатель должен действовать осторожно и не навредить рынку. Это первая забота законодателя. Если бы резко и жестко повысились бы требования к капиталу действующих банков, это, безусловно, вызвало бы кризис. Более половины (более 600) банков имеют капитал меньше 5 миллионов евро. Они бы мгновенно обесценились, и не смогли бы продолжить свою работу. А каждый банк связан со многими другими - маленькие банки связаны с крупными. Поэтому такая кризисная волна распространилась бы на всю банковскую систему.



Сергей Сенинский: Вопрос к аналитикам. На каком-то этапе подготовки этот законопроект распространял действие требований о 5 миллионах евро на все банки в России. Если это требование в итоге сохранилось бы, в какой степени его приближение могло бы спровоцировать некий банковский кризис, по вашему мнению, особенно если бы оно вводилось одномоментно, а не поэтапно в течение, скажем, 3 или 4 лет? Но с другой стороны, значительно бы ускорился процесс реструктуризации в целом банковского сектора в России, укрупнения банков, о чем говорят уже не первый год и сами банкиры.



Сергей Донской : Я думаю, что эти два сценария не взаимоисключающие. Какой-то небольшой кризис мог вполне послужить шагом к более ускоренной консолидации всего банковского сектора. Но, с другой стороны, я думаю, что именно опасения подобного рода развития событий и удержали от каких-то форсированных шагов в данном направлении.



Наталья Орлова : Мне кажется, это уже по предпосылке разные сценарии. Потому что, конечно, одномоментное введение такой меры по определению должно привести к какому-то кризису. В принципе, я думаю, что реалистичный сценарий был бы - введение отмены "дедушкиной оговорки" заблаговременно, то есть банки бы предупредили за год, за два. При этом все-таки нужно понимать, что в России очень много банков-одиночек, карманных банков, в которых один акционер, один клиент. Наверное, многие из этих банков не смогли бы даже продаться никому. Их акционеры просто были бы вынуждены их закрыть.




XS
SM
MD
LG