Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Человек дня - главный режиссер челябинского Нового художественного театра Евгений Гельфонд


Андрей Шарый : Человек дня Радио Свобода 22 марта - главный режиссер челябинского Нового художественного театра Евгений Гельфонд, поставивший спектакль "Чморик" о дедовщине в российской армии. Действие спектакля-трагифарса происходит в 80-е годы в военной части на космодроме Байконур, однако проблема та же, что и в Челябинском танковом училище, где служил изуродованный сослуживцами Андрей Сычев.


Евгению Гельфонду - 32 года. Театральное образование получил в Челябинске и Москве. В 1999 году стал художественным руководителем курса в Челябинском Государственном институте культуры и искусства, ныне весь курс принят в штат Нового художественного театра. Среди постановок Гельфонда - "Домик на окраине", "Шишок", "Мириам". Лауреат нескольких театральных фестивалей, в частности - "Весна студенческая", "Сцена 2003".


О человеке дня Радио Свобода говорит корреспондент нашего радио в Челябинске Александр Валиев.



Александр Валиев : Мистическим образом в Челябинске, городе, который привлек к себе внимание всей страны чудовищной историей солдата Андрея Сычева, два театра, независимо друг от друга и еще не зная о ЧП в танковом училище, поставили на своих сценах 2 армейские истории.


Одну из них, о превратившемся в девушку солдате, еще в ноябре стал играть театр "Манекен". Речь о спектакле Мотылек по пьесе Петра Гладилина. В этой "утопической мелодраме", как назвал жанр пьесы сам автор, явная условность происходящего на сцене переплетается с реальными чувствами, мыслями, переживаниями. Отсутствие хэппи-энда, тем не менее, оставляет надежду на то, что в современной российской армии наряду с бесчеловечностью, жестокостью и несправедливостью, еще осталось и нечто здоровое. То, правда, что трудно разглядеть.


Второй спектакль, "Чморик", премьера которого состоялась 17 марта на сцене НХТ - не открытие челябинского режиссера Евгения Гельфонда. Пьесу Владимира Жеребцова ставили уже и в Москве и на периферии. Однако, сейчас, когда имя Андрея Сычева постепенно становится нарицательным, эта постановка привлекла к себе всеобщее внимание. Параллели напрашиваются: время и место действия, наверное, могли бы быть любыми. Пожалуй, Бишкиль под Челябинском, образца 2006, где сделали калекой солдата Сычева, мало отличается от глухих казахских степей 80-х годов, куда автор занес своих героев. Надо, однако, заметить, что режиссер Гельфонд пригласил в качестве одного из консультантов спектакля православного священника, который когда-то служил на Байконуре. В итоге режиссеру и актерам удалось достичь того уровня подлинности, когда на спектакле у зрителей в военных петличках возникает ощущение нахождения в привычных условиях казармы. Притом, что ни актеры, ни режиссер в армии не служили.


Сам сюжет, расписанный на шестерых актеров, довольно незамысловат: здесь есть подлый и жестокий дед-старослужащий, офицер, незлобный, но сжившийся с системой, простоватый и даже примитивный парень, что ждет со дня на день дембеля, а также сам чморик, молодой призывник, тщедушный, порядочный идеалист. В присутствии двух женских персонажей разыгрывается драма мужчин. Там, где соседствует зло и добро, близкие к абсолюту, сложно избежать схватки и трагического финала. Он есть и в пьесе - погибает один из героев, простак, что взял под опеку призванного из Гатчины неловкого и хрупкого чморика. На сцене самого убийства не происходит, но зритель уходит из зала с твердым убеждением, что занавес опустился за минуту до смерти героя.


Сборы от 4 премьерных спектаклей труппа Нового художественного театра решила перечислить на благотворительный счет Андрея Сычева.


XS
SM
MD
LG