Ссылки для упрощенного доступа

Афганцу, обращенному в христианство, грозит смерть


Президент США Джордж Буш выразил тревогу по поводу судьбы афганца, принявшего христианство
Президент США Джордж Буш выразил тревогу по поводу судьбы афганца, принявшего христианство

Абдул Рахман, афганец, обратившийся в христианство и имеющий немецкое гражданство, был арестован в прошлом месяце в Кабуле. В соответствии с шариатом, который является частью законодательства Афганистана, ему, как вероотступнику, грозит судебное преследование и, по крайней мере, теоретически, смертная казнь.


Судьба Рахмана вызвала беспокойство в США, а также в Германии, Италии и Канаде. Все эти страны – члены НАТО, оказывающие в настоящее время военную и материальную помощь Афганистану. Президент США Джордж Буш заявил вчера, что он глубоко встревожен в связи с делом Рахмана.


«Весьма беспокоит тот факт, что страна, которую мы помогли освободить, судит человека за то, что он предпочел одну религию другой», - сказал Буш. Он призвал афганское правительство позволить Абдулу Рахману исповедовать ту религию, которую он выбрал.


Рахман обратился в христианство 16 лет назад, когда был сотрудником гуманитарной организации в Пакистане. После обращения от него отказалась собственная семья.


По мнению дипломатов из ряда стран, реально ни суд, ни смертный приговор Рахману не угрожает. Прокуроры в Афганистане утверждают, что он психически болен, и поэтому не может предстать перед судом. Полагают, что таким образом правительство пытается выйти из трудного положения: избежать конфронтации с западными союзниками и одновременно не пойти на уступки в области исламского законодательства.


«Это – исключительно деликатный вопрос как здесь, так и у нас в стране, - сказал министр иностранных дел Афганистана Абдулла в интервью газете WashingtonPost. – Каждый раз, когда появляется подобное дело, это как сигнал тревоги. Эти конфликты не исчезнут после одного-двух случаев».


Сам Рахман заявил на суде: «Меня хотят приговорить к смерти, и я принимаю это, но я – не дезертир и не неверный. Я христианин: это значит, что я верю в Троицу».


Это, судя по всему, – первый случай обвинения в вероотступничестве в Афганистане со времени американского вторжения в 2001 году.


Конституция не имеет твердого мнения


Конституция Афганистана не проливает особого света на подобные случаи и содержит очевидные противоречия. С одной стороны, она провозглашает Афганистан исламской республикой, а с другой – гарантирует представителям других религий свободу вероисповедания. Границы этой свободы, однако, нигде не очерчены, и положениям шариата, на основании которых арестован Абдул Рахман, конституция ничего не противопоставляет.


Согласно заявлению министерства иностранных дел Италии, обращение с Рахманом несовместимо с защитой прав человека и фундаментальных свобод.


Председатель Немецкой епископской конференции кардинал Карл Леманн считает этот случай тревожным сигналом в отношении свободы вероисповедания в Афганистане.


Правозащитная организация Amnesty International выпустила по этому поводу публичное заявление. В нем, в частности, говорится:


«Если обвинение Абдулу Рахману предъявлено исключительно по причине его вероисповедания, Amnesty International объявит его узником совести и призовет к его немедленному и безусловному освобождению. Обвинения против него должны быть сняты, а сам он, в случае необходимости, должен быть защищен от нападок в обществе».


Осторожность формулировки, судя по всему, обусловлена сложностью дела Рахмана. Его семья осудила его самого и его обращение после судебного иска и тяжбы с бывшей женой из-за ребенка. О нем отзываются как о вечном безработном и психически неуравновешенном человеке.


Комментируя соответствующие положения шариата, Абдул Азиз, профессор исламского права в Кабуле, сообщил газете Washington Post , что вероотступнику прежде всего должны предоставить время на размышление. «То, что он сделал, может нанести ущерб мусульманскому обществу, поэтому он должен изменить свое решение». Если он этого не сделает, шариат предусматривает смертную казни, и никакой судья не вправе, по словам Абдула Азиза, изменить этот приговор.
XS
SM
MD
LG