Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В архивах Мурманского морского пароходства обнаружен малоизвестный документальный фильм Юрия Визбора "Мурманск-198"


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королев.



Полина Ольденбург: В архивах Мурманского морского пароходства случайно обнаружен малоизвестный документальный фильм журналиста, путешественника и барда Юрия Визбора, получивший название "Мурманск-198", снятый в 1979 году. В 1980 году он получил главный приз Международного Фестиваля документального кино в Юрмале, а потом оказался забыт. Спустя 27 лет благодаря мурманским морякам картина возвращается на российские экраны.



Юрий Визбор (архив): Итак, первая глава нашего фильма - "Отплытие", по-морскому говоря – "Отход".



Андрей Королев: Современные потомки Юрия Визбора наверняка назвали бы этот фильм не "Мурманск-198", а, например, "Люди и океан". Судьба беззащитного человека в арктическом безмолвии - это ведь так по-чеховски. Иносказательные мотивы, скрывающиеся за будничной работой экипажа ледокола "Капитан Сорокин", и сейчас актуальны настолько, что спустя 27 лет Визбор говорит современным языком.



Юрий Визбор (архив): Баренцево, Карское, море Лаптевых мы прошли почти по чистой воде. Зато в Восточно-Сибирское море входили, как в погреб со льдом.



Андрей Королев: Север для Юрия Визбора всегда являлся чем-то вроде запасного аэродрома. Говорят, в моменты душевного разлада он брал билет на поезд и уезжал на Кольский полуостров. Однако, уходя в двухмесячный поход на "Капитане Сорокине", Визбор и не подозревал, что картина о мурманчанах окажется забытой потомками так надолго, что будет считаться потерянной навсегда. И только усилиями бывшего главного механика ледокола Валентина Петрова память о фильме, кажется, постепенно возвращается.



Валентин Петров: У меня как раз в каюте они со своими вертолетчиками, которые у нас на борту были, его вот эта группа киносъемочная. Вот это, кажется, после бани.



Андрей Королев: Несмотря на заданность темы, - а освоение северного морского пути в 70-х годах прошлого столетия было серьезным аргументом в политических спорах между СССР и Западом, - арктическая экзотика для Визбора оказалась всего лишь материалом для создания человеческих образов.



Юрий Визбор (архив): Разные пути приводят людей в Арктику. Работала Зинаида Ивановна Белан в Полтаве, на заводе токарем, была комсоргом цеха. Работала-работала - и захотелось ей свет повидать. И поехала Зина в Мурманск, и устроилась на суда.



Андрей Королев: Бывшая буфетчица Зина Белан в 1980 году вышла замуж за главного механика ледокола и стала Зинаидой Ивановной Петровой. Супруги показывают нам семейные реликвии и вспоминают веселого балагура.



Зинаида Петрова: Я помню такой эпизод, что мы собрались у меня в каюте пить чай, когда заходит его оператор и говорит: "Зинаида Ивановна, вам там Визбор зовет. Я тут с девочками чай попью". Я захожу к нему в каюту, у него чай, он говорит: "Зинаида, чай английский - только королева пьет и ты сейчас пить будешь".



Андрей Королев: Незадолго до смерти Визбор написал Валентину Николаевичу письмо, в котором жаловался, что так и не успел посмотреть фильм до конца в его окончательном варианте. Картину не то что бы положили на полку, но и в тираж пускать не спешат.



Валентин Петров: Всего фильма я, в принципе, так и не увидел. К сожалению, говорит, ни одной копии Мурманск себе не оставил этого фильма.



Андрей Королев: Снятый в фирменной визборовской манере личного дневника, фильм вряд ли вписывался в идеологические мифологемы Творческого объединения "Экран". В 1979 году стране требовался пафос трудовых свершений, а режиссер даже беспощадную Арктику умудрился показать обыденной. Ну, что с того, что в одном из эпизодов ледокол "Капитан Сорокин" спасает зажатое торосами транспортное суденышко? Ведь гораздо важнее, что за 30 лет работы в море токарь-моторист отвык от берега и боится суши, а комсомолка Зиночка сменила благополучную жизнь в Полтаве на должность корабельной буфетчицы. Визбор будто бы сжимает судьбу огромной страны в 40-минутное кино, где отнюдь не героических персонажей ежедневно пожирает океан. Океан - как государство, в котором человек слаб ровно настолько, насколько позволяют собственные силы.


XS
SM
MD
LG