Ссылки для упрощенного доступа

Футуристическая «Победа над солнцем»


Ф.Федоровский. Эскиз костюма к балету "Лебединое озеро" П.И.Чайковского. ГАБТ, Москва, 1921 год
Ф.Федоровский. Эскиз костюма к балету "Лебединое озеро" П.И.Чайковского. ГАБТ, Москва, 1921 год

В небольшой зал галереи «Элизиум», которая располагается в Центральном доме художника, надо приходить надолго. Здесь открылась выставка «Памятники русского театрального авангарда. 1910—1930-е годы». Мало того, что на стенах эскизы декораций развешаны плотно, рамка к рамке и до самого пола, а посередине установлены манекены в театральных костюмах Татлина, так здесь еще в соответствии с новой музейной модой работает монитор, по которому демонстрируется реконструкция футуристического спектакля «Победа над солнцем» по пьесе Крученых. Сценография самого Малевича.


О спектакле рассказывает директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова: «Реконструкция была сделана в Америке, в 1986 году. Делалась она под кураторством Музея Гугенхайма, Шарлоттой Дуглас, известным специалистом по русскому авангарду. У них, к счастью, нашлись возможности представить этот спектакль. По опубликованным эскизам Малевича были выполнены костюмы. Фактически труппа попыталась представить тот реальный спектакль, который был сыгран в те далекие годы, — повторов было, к сожалению, всего лишь несколько. Спектакль тогда не был запечатлен. И вот сейчас у нас есть в записи эта реконструкция. Музыку к этому спектаклю написал выдающийся человек — Матюшин. Музыка Матюшина, пролог Велимира Хлебникова, либретто — Крученых, художник — Малевич. Это уникальная вещь, фактически первый опыт футуризма на сцене — попытка представить совершенно другое искусство».


Марина Молчанова так объясняет название спектакля — «Победа над солнцем»: «Это победа над косными взглядами в словесности, в живописи и музыке. Интересная деталь: у нас есть книжка Крученых "Победа над солнцем". Там есть ноты. Мы попросили эти ноты переложить, чтобы сделать музыку. Примечательно, что молодые люди, которым по 20 лет, когда послушали, сказали: "Современная музыка!" Актеры в фильме-реконструкции движутся как автоматы. Это было знаком эпохи авангарда с его влюбленностью во всякого рода полезные механизмы. Художественный руководитель галереи «Элизиум» Юрий Лоев особенно выделяет два конструктивистских эскиза незаслуженно забытого автора Александра Быховского, который в 1920-х годах в Новосибирске основал театр кукол: «Это композиция "Движение". Также назывался и спектакль, который показывали на Парижской выставке 1925 года, где он получил диплом. Это очень характерная для того времени тенденция — идти навстречу общей политике в стране. Промышленность, индустриализация, более внимательное обращение к механике. В данном случае, здесь изображены куклы будущего. Один из эскизов изображает радиста. Это кукла, набранная из деталей, относящихся к радиолюбительству. У нее большие уши-рупоры, скрученые руки-антенны. А вот эскиз куклы Александра Быховского — кондуктор, вагоновожатый напоминает паровоз, фасад паровоза — живот круглый, а голова — это семафор с поднятой рукой. Вот такая машинерия».


Казалось бы, одно из самых благодатных и дерзких направлений в русском искусстве, которое принято называть «первый авангард», изучено очень хорошо. И выставки, посвященные раннему авангарду, уже давно не редкость, и целые тома о нем написаны. Однако, подчеркивает Юрий Лоев, большинство, представленных сейчас в галерее «Элизиум» вещей, экспонируется крайне редко : «Основа коллекции — частное собрание московское, и дополнительно мы взяли работы в Театральном музее имени Бахрушина, Музее Маяковского и Музее Большого театра. Работы, которые находятся в музеях даже, не все существуют как предмет такой инициативы зрительской. Например, те работы, которые у нас сейчас находятся, никогда не показывались в постоянной экспозиции. У них свои принципы, свои законы. У нас тут есть несколько работ даже из Бахрушинского музея, которые впервые показываются широкой публике. Например, экспонат из Большого театра — работа известного театрального художника, бывшего главного художника Большого театра Федоровского. Этот эскиз костюма главной героини "Лебединого озера" был сделан им в 1921 году, и впервые показывается у нас».


У Федоровского балетная пачка Одиллии (она же — Черный Лебедь) кажется составленной из крупных кристаллов, острые грани которых переливаются контрастными цветами. Название «кубизм» красноречиво. В эскизе этого костюма нет ни одной плавной линии. Здесь царит геометрия, точно так же, как в костюмах одного из создателей течения «конструктивизм» Владимира Татлина, недаром он был еще и архитектором. При этом вот что удивительно: приверженность к линиям, выведенным будто бы с помощью циркуля и линейки, нисколько не ограничивала буйной фантазии: на манекене поверх одежды закреплена странная конструкция, какой-то полукруглый каркас.


XS
SM
MD
LG