Ссылки для упрощенного доступа

В Минске проходят судебные процессы над участниками акций протеста оппозиции


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Игорь Карней.



Александр Гостев: Сегодня в Минске начались судебные процессы над участниками акции протеста белорусской оппозиции 24-25 марта. Судебные вердикты должны быть вынесены в отношении около полутысячи человек. Сегодня же безо всякого решения суда из минского приемника-распределителя был отпущен журналист Первого российского телеканала Павел Шеремет, задержанный белорусской милицией во время митинга 25 марта, в субботу.


По данным Центра экстремальной журналистики, всего в Белоруссии с начала предвыборной кампании милицией и спецслужбами были задержаны около 60 журналистов, около 30 до сих пор находятся под арестом.



Любовь Чижова, Москва: Журналист Первого российского телеканала Павел Шеремет, задержанный в Минске 25 марта, сегодня вышел из приемника-распределителя. В интервью Радио Свобода Павел сказал, что его отпустили так же, как и задержали, без каких-либо объяснений и решений суда. Во время задержания журналист был болен пневмонией, и поэтому я спросила у Павла, как он сейчас себя чувствует.



Павел Шеремет: Я себя чувствую так себе, нормально, как может чувствовать человек, который перенес двухстороннее воспаление легких и две ночи и три дня провел на деревянном полу. Есть температура небольшая, но в целом нормально. Я находился в камере с двумя российскими гражданами, журналистами, Эдуард Глезин и Олег Козловский. У Эдуарда Клезина на самом деле острый бронхит, с подозрением на воспаление легких. Вчера ему вызывали "Скорую помощь", делали уколы.



Любовь Чижова: Вас выпустили по решению суда.



Павел Шеремет: Нет. Меня как арестовали без всяких объяснений, так и выпустили сейчас без всяких объяснений. Меня задержали и обвиняли в сквернословии, оскорблении сотрудников милиции, причем задержали на пустой улице. Трудно себе представить, что нормальный человек может идти по пустой улице, сквернословить и оскорблять сотрудников милиции. Меня схватили, заковали в наручники за спиной, водили по городу, избивали, натянув на лицо шапку, чтобы я не видел, куда мы едем, угрожали мне, а потом меня отвезли в милицию, из милиции меня отвезли в больницу. Меня освободили по распоряжению министра внутренних дел Белоруссии.


Я разговаривал с Константином Львовичем Эрнстом, нашим генеральным директором, он три дня добивался моего освобождения, он взял меня на поруки. Я приехал на самом деле повидать своих родителей, которых не видел несколько месяцев. Очень опасное путешествие для меня, потому что, видимо, белорусские власти не могут спокойно реагировать на мою фамилию, на мое присутствие в Минске.



Любовь Чижова: Как вы думаете, почему они не могут спокойно на вас реагировать?



Павел Шеремет: Из-за той деятельности, которую мы здесь ведем постоянно по поиску нашего похищенного оператора Дмитрия Завадского. Мы поддерживаем все эти годы его семью и постоянно требуем от властей ответа на вопрос, где он. Это во многом из-за того, что я член российско-белорусской правозащитной комиссии при совете, который возглавляет Элла Памфилова, и мы ставим эти вопросы о том, что происходит с гражданами России в Белоруссии и наоборот. Я думаю, что это просто личные какие-то счеты властей. Потому что я не оппозиционер, я журналист. Может быть, это резкие комментарии, которые я давал по ситуации в Белоруссии. Но сотни задержанных и избитых людей, об этом просто уже невозможно молчать.



Любовь Чижова: А вот как оценивает действия белорусских властей в отношении Павла Шеремета и других задержанных журналистов директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов.



Олег Панфилов: Я думаю, что власти с удовольствием его арестовали, потому что Павел уже длительное время вызывает определенные чувства у белорусской власти. Наверное, еще и после того, как он создал один из популярных сейчас сайтов в Белоруссии "Белорусский партизан".


Несколько дней в заключении содержится другой российский журналист Александр Подрабинек. В Белоруссии задержано огромное количество журналистов, по нашим данным, их с начала предвыборной кампании было 60 человек, в день выборов и после выборов, включая последние события в Минске, было задержано 32 журналистов. Из этих 60 журналистов 20 журналистов были осуждены на различные сроки лишения свободы. 8 журналистов были избиты, еще несколько журналистов были осуждены к выплате различного размера штрафов.


Власти относятся к журналистам всегда с опаской, потому что они журналисты. И хотят тут можно спросить по поводу того, чего же они боятся, поскольку белорусские уже не имеют никакого влияния, собственно, на территории Белоруссии, но когда задерживали журналистов Белоруссии в эти дни, то тут, скорее всего, они попадали в категорию людей, которые просто находились в толпе участвующих в различных событиях, в том числе и среди митингов.



Любовь Чижова: Среди осужденных минскими судами в понедельник граждане Белоруссии, России, Украины и Польши. Как передает наш корреспондент в Белоруссии Игорь Карней, задержанных доставляют в здания судов с завязанными за спиной руками, их судят по одному и рассмотрение дел закрыто для родственников и прессы.



Игорь Карней: С уд Ленинского района Минска приговорил граждан России, активистов движения "Оборона" Олега Козловского и Эдуарда Глезина, задержанных ночью 24 марта на Октябрьской площади белорусской столицы , к 15 суткам административного ареста. Судьбу Козловского и Глезина по решени ю суд а Советского района Минска разделил обозреватель " Новой газеты " Александр Подрабинек - он также ближайшие 15 суток проведет в минском следственном изоляторе .


27 марта р оссийский политолог Андрей Суздальцев , живущий и работающий в Минске с начала 90-х, получил официальное решение о депортации из Белоруссии сроком на 5 лет. Суздальцева предупредили, что он обязан уехать из Белоруссии в течение десяти дней. Сам Суздальцев объясняет действия белорусских властей местью за критику власти.



Андрей Суздальцев : Там такая формулировка: Суздальцев представляет угрозу национальной безопасности Республики Белоруссия.



Игорь Карней: С егодня с уд Лен и нск ого ра йона столицы наказал бывшего посла Польши в Белоруссии Мар иуша Машкев и ча 15- суточным ар естом . Машкев и ч в суде заяв ил , ч то г ордится т ем , ч то в ночь разгона палаточного городка бы л с молодежью на Октябрьской площади.


До конца невыясненной остается судьба задержанного 25 марта экс-кандидата в президенты Александра Козулина. С упруга Козулина сообщила, что местонахождение ее мужа неизвестно. По словам Ирины Козулиной, т аинственным образом исчез и следователь, который ведет уголовное дело по событиям 25 марта в Минске.



Ирина Козулина : Сегодня утром я отнесла жалобу в прокуратуру, которую принял Исаченко Серей Игоревич. И он сказал следующую вещь, что Козулин находиться в Жодино не может, так как его дела ведет управление внутренних дел Минского горисполкома, он должен находиться в изоляторе на улице Володарского. Таким образом, сегодня утром оказалось, что я снова не знаю, где мой муж.



Игорь Карней: Пока достоверно известно, что к разным срокам административных арестов - от 7 до 10 суток - приговорены племянники Козулина. Александр и Алексей Козулины были задержаны в ночь на 24 марта на Октябрьской площади. Сроки от 5 до 15 суток административных арестов, а также огромные суммы штрафов уже получили десятки сторонников белорусской оппозиции.


В свою очередь, в б ольницах Минска отказываются предоставлять информацию о пострадавших во время разгона оппозиционной акции 25 марта. П равозащитники утверждают, что медикам запретили регистрировать обратившихся за медицинской помощью демонстрантов. Стало известно, что минчанина Сергея Отрощенко, который был доставлен в 4-ю клиническую больницу Минска в тяжелом состоянии, накануне увезли из больницы в неизвестном направлении. С итуация выглядит тем более странной, поскольку в начале сообщалось, что этот человек мог быть убит.


XS
SM
MD
LG