Ссылки для упрощенного доступа

Американские политологи считают вынесенное Совбезом ООН предупреждение Ирану слишком мягким


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Андрей Шарый: Вынесенное Советом безопасности ООН предупреждение Ирану явилось результатом компромисса. Однако, как считают американские политические наблюдатели, из-за давления со стороны России и Китая это решение оказалось слишком мягким, если не сказать беззубым. С американским экспертом беседует наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов.



Ян Рунов: Итак, Совет безопасности принял, наконец, устроившую всех формулировку и рекомендовал МАГАТЭ доложить через 30 дней о выполнении Тегераном этого решения. Ни слова о возможных санкциях и вообще каких бы то ни было мерах наказания за непослушание. "Как вы расцениваете это?" - спросил я у вице-президента вашингтонского Совета по американской внешней политике Илана Бермана.



Илан Берман: Формулировка отчасти разочаровывающая, но вполне ожиданная. Осторожный, смягченный тон документа показывает, что его задачей было пока только продемонстрировать единство международной общественности в его беспокойстве по поводу иранской ядерной программы. Но при том, что все теперь осознают, насколько опасны ядерные амбиции Ирана, Совет Безопасности очень медленно и долго шел даже к нынешнему слабому решению. Опять выразили озабоченность, опять обещали внимательно следить за развитием событий... Подобные полумеры дают Ирану дополнительное время для развития ядерной программы, a потом будет еще труднее добиться от Тегерана каких-либо уступок. Но с другой стороны, хотя документ и беззубый, это лучше, чем ничего, ибо нынешнее соглашение может служить отправной точкой для дальнейших дипломатических маневров США в переговорах с другими членами Совета безопасности. К сожалению, у США не было альтернативы уступкам. Надо было во что бы то ни стало добиться соглашения с Россией и Китаем. Европа в ее попытках договориться с Ираном показала полную несостоятельность. Иран благополучно провалил и российское предложение обогащать уран на российской территории. Следующим этапом стало хоть какое-то решение Совета безопасности. Иран, как и ожидалось, отверг предупреждение Совета безопасности точно так же, как ранее отверг предупреждения МАГАТЭ. Иранцы сделали ядерную программу своей главной стратегической целью. Это для Тегерана не разменная монета для торгов с ООН, с США, с кем бы то ни было. Это стратегический приоритет режима. Поэтому международному сообществу вряд ли удастся заставить Иран отступить под давлением только дипломатических шагов. ООН придется уже в ближайшие недели очень серьезно подумать о таких более решительных мерах, как экономические санкции, как эмбарго на поставки Ирану вооружений и военной технологии и даже, возможно, как согласие на использование военной силы.



Ян Рунов: Это был Илан Берман, американский политолог, вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике.


XS
SM
MD
LG