Ссылки для упрощенного доступа

Российские общественные деятели начали сразу несколько кампаний по борьбе с неофашизмом и ксенофобией в России


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шарый : Сегодня российские общественные деятели начали сразу несколько кампаний по противодействию явно усилившиеся в последнее время в России проявлением неофашизма и ксенофобии. Поводом к такой активизации стали новые нападения на девочку-мулатку в Петербурге и вынесенный вчера приговор убийцам таджикской девочки, который многие наблюдатели сочли явно мягким. Над темой работал корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Данила Гальперович: Серьезнее всех к делу подошла Общественная палата при президенте России, в которой две группы ее членов провели две различные акции. Одна из них создала организацию, называющуюся достаточно сильно "Группа гражданского сопротивления фашизму". Об этом начинании рассказывает мой коллега Олег Кусов.



Олег Кусов: В "Группу гражданского сопротивления фашизму" вошли сенатор Людмила Нарусова, писатель Дмитрий Липскеров, депутат Государственной Думы, заслуженный артист России Александр Розембаум, главный тренер футбольного клуба ЦСКА Валерий Газзаев. Писатель и член Общественной палаты России Дмитрий Липскеров ознакомил журналистов с заявлением Группы.



Дмитрий Липскеров : Ситуация в стране, связанная с проявлениями фашизма, антисемитизма, ксенофобии и расовой нетерпимости, в скором времени может достигнуть своего критического уровня. Мы считаем необходимым немедленно прореагировать на особые события, происходящие в нашей стране.


В стране, победившей мировой фашизм, сегодня от рук неофашистов, религиозных фанатиков, антисемитов, расистов и просто придурков, вооруженных разномастно псевдоидеологией, ежедневно физически и морально страдают тысячи людей. Мало того, мы имеем страшный список тех, у кого отняли жизнь лишь за то, что они рождены своими матерями с иным цветом кожи, нежели кому-то это привычно. 26 человек погибли за прошедший год по причинам, так или иначе связанным с проявлением фашизма.


Наша Группа призывает Государственную Думу немедленно проэкспертировать законы, так или иначе связанные с неоэкстремизмом. Расшифровываю: "Мы призываем Совет Федерации, в свою очередь, проинициировать самый пристрастный надзор за соблюдением и ужесточением законов в данной сфере. Мы настоятельно призываем и Генеральную прокуратуру России, а за ней и другие, наконец, начать называть вещи своими именами вместо того, чтобы прикрывать преступления, связанные с расовой ненавистью, проявлением антисемитизма, фашизма и прочее простыми бытовыми мотивациями".



Олег Кусов: В российском обществе необходимо создать атмосферу неприятия фашизма. Говорит член Совета Федерации России Людмила Нарусова.



Людмила Нарусова : Конституция, написанная на бумаге. Там все правильно. С этим все в порядке. Законы декларируют все то, что должно декларировать законодательство цивилизованного государства. Но вот правоприминительная практика (как это происходит) в корне отличается от продекларированных задач. На мой взгляд, основная причина этого заключается не просто в том, что недостаточно работают следователи, прокуроры или судейский корпус. В обществе нет атмосферы неприятия, нет атмосферы брезгливости, когда такие поступки становятся неприличными. Мы чаще и чаще сталкиваемся, что даже очень высокопоставленные чиновники, люди, облеченные государственной властью, позволяют себе отнюдь не толерантные, не веротерпимые или иные высказывания, несовместимые с общими принципами, принятыми в цивилизованном обществе. "Да, бросьте, - сказал на заседании Совета Федерации Генеральный прокурор Устинов на заданный мною вопрос об отсутствии мер прокурорского реагирования. - Не надо на это обращать внимания". Это дословная фраза, сказанная Генеральным прокурором. Что же тогда требовать от прокуроров Воронежа, Перми, других региональных прокуроров, если это сказано с самой высокой трибуны страны?



Данила Гальперович: Другая группа членов Общественной палаты огласила своей протест против слишком, по их мнению, мягкого приговора, который вынесли в Санкт-Петербурге подросткам, обвиненным в убийстве таджикской девочки. Члены Общественной палаты вместе с представителями таджикской диаспоры и мусульманских активистов направили письмо Владимиру Путину и другим представителям российской власти, где определили приговор, как следственную и судебную ошибку, а также потребовали разобраться в ситуации с целью вынесения адекватного приговора. Говорит член Общественной палаты Николай Сванидзе.



Николай Сванидзе : Значит, можно резать девочек. Значит, можно устраивать охоту на девочек. Значит, можно собираться бандой по несколько десятков человек в надежде на то, что не всех переловят, дружелюбные присяжные, женщины, у которых у самих дети-подростки, эти добрые, нормальные люди увидят перед собой мальчика-подростка, обвиняемого в убийстве, и подумают - а вдруг это не он?



Данила Гальперович: Рецепты, как бороться с явно поднявшим голову экстремизмом, у всех разные. Коллега Николая Сванидзе по Общественной палате Камилджан Каландаров, например, предложил вернуть в России применение смертной казни.



Камилджан Каландаров : Уже, видимо, пора в Российской Федерации отменять мораторий на смертную казнь. В этих вопросах, в вопросах национальных, когда надо сохранять межнациональный мир, гармонию, видимо, этот мораторий не должен работать.



Данила Гальперович: Авторы обращения к власти позвали на свою пресс-конференцию отца убитой таджикской девочки Юсуфа Султонова. Его выступление было самым коротким и самым серьезным.



Юсуф Султонов : Я и моя семья в шоке, что убили мою девочку, а присяжные пожалели убийцу. Ладно, мою дочку не вернешь уже, но а другие дети, что будут делать?



Данила Гальперович: Очевидно, что Общественная палата, образованная Кремлем, хочет напомнить обществу то, что от нее есть польза. Независимые правозащитники, впрочем, тоже полагают, что польза есть. О чем в интервью Радио Свобода сказала председатель организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.



Светлана Ганнушкина : Я думаю, что на самом деле уже и общество, и власть понимают, что попустительство фашистским настроениям и ксенофобии в стране нельзя сказать, что фашисты управляются властью в прямом смысле этого слова, власть причастна тем, что она попустительствует этому. Но еще и со стороны власти тоже ксенофобия и дискриминация. В частности, преследования мусульман вызывают уже некие события, которые беспокоят даже власть. Я думаю, что Общественной палате, конечно, надо показать себя, показать свои действия, показать, что она нужна - это одна сторона, и она очевидна. Но, я думаю, что и обеспокоенность тем, что происходит, она захватывает всех. Потому что чудовищные вещи происходят.



Данила Гальперович: Действительно, вполне возможно, что к голосу тех, кого сам Кремль назвал российскими общественными авторитетами, прислушаются различные структуры власти и даже, может быть, как-то отреагируют. Существенно другое - российская власть (из рассказа Людмилы Нарусовой о беседе с Генпрокурором России это явно следует) не воспринимает рост ксенофобии и активизацию неофашистов, как угрозу самой власти. А к исходящим со стороны призывам прислушивается только в вопиющих случаях.



XS
SM
MD
LG