Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Формула кино. Канский международный видеофестиваль


Мумин Шакиров: Канский международный видеофестиваль в Сибири – это не шутка и не анекдот, а хорошо продуманная акция молодых энтузиастов из клуба «Сине Фантом». Этот проект культурного центра «Дом» и студии «Видеодом» родился в 2002 году. Позади четыре проведенных кинофорума на берегах реки Кан. Идея пришла в голову кинорежиссеру и одному из ярких представителей неформальной кинокультуры Андрею Сильвестрову.



Андрей Сильвестров: Однажды я работал на одной из многочисленных работ, мне было достаточно скучно, но зато там был Интернет. И от нечего делать я изучал всякие возможности Интернета и, собственно, так нашел вдруг город Канск. Тут же сидевшей рядом со мной Надежде Бакурадзе (потому что мы в то время с ней вместе работали на этой скучной работе) я сказал: «Надя, а давай будем делать Канский фестиваль! Я хочу быть президентом Канского фестиваля. Ха-ха-ха». В общем, так пошутили, посмеялись и зачем-то рассказали эту шутку Паше Лабазову. А он взял и сделал.



Мумин Шакиров: Павел Лабазов и Андрей Сильвестров – авторы римейка знаменитой музыкальной комедии «Волга-Волга» режиссера Григория Александрова. В новой версии Лабазов и Сильвестров, используя компьютерную графику, заменили маски в картине: роль актрисы Любовь Орловой сыграл загримированный под девушку питерский художник Владислав Мамышев-Монро. И вот эти кинохулиганы придумали в 2002 году свой альтернативный кинофорум. Автором идеи был Андрей Сильвестров, а реализовал ее вместе со своими партнерами Павел Лабазов.



Павел Лабазов: Мы с Андрюшей достаточно много снимали короткометражек и возили их как спецпрограмму по разным фестивалям, как бы альтернативным (не Роттердамский, а значительно меньшего уровня), где в основном представлены все-таки художники, нежели режиссеры. Там столкнулись с тем, что практически все западные кураторы – это был уже 1999-2000 год – из России продолжают тянуть всю чернуху, какая есть. К тому времени появились уже «Синие носы» в Новосибирске, студия «Ю-7» в Екатеринбурге с этими гэговыми короткими фильмами, до минуты. И как-то было странно, что люди об этом вообще ничего не знают. Мы решили, что надо как-то делать свой фестиваль и возить уже целые программы, не только свое кино.


Потом вот Андрюша, соответственно, пошутил на тему города Канска. У нас сообщество было такое, очень открытое, и как-то эта шутка погуляла-погуляла – и вылилась случайно в проведение первого фестиваля. Параллельно родилась другая безумная идея – сделать поезд через всю страну, как некий агитпоезд, как в 30-е годы были культпросветские вагоны. И назвали все это дело – «Культбросок на Восток». Как-то раскрутили пополам Фонд Форда и Фонд Сороса, они поддержали эту идею.


Идея была очень простая, что мы берем в Москве вагон прицепной, плацкартный, забиваем его аппаратурой, привозим каких-то западных кураторов, диджеев, виджеев, режиссеров – не много, человек 15-20, и едем через полстраны до озера Байкал. Начиная с Урала, остановки во всех крупных городах, соответственно, где происходили на спецплощадках какие-то мастер-классы, на небольшой открытой площадке показ и некий концерт. Волею судеб у нас одна железная дорога, которая идет прямо на Восток, она проходит через город Канск. Соответственно, в городе Канске мы решили – это уже судьба – сделать остановку на два дня и провели первый международный Канский видеофестиваль.



Мумин Шакиров: Если вспомнить школьные учебники советских времен, то на уроках географии нам в обязательном порядке рассказывали о Канско-Ачинском угольном бассейне: скупые сведения о природных ресурсах, ничего – о людях и о самом городе. Этот пробел восполняет питерский кинокритик и по совместительству председатель жюри Канского видеофестиваля Ольга Шервуд. Итак, 223 версты от Красноярска, город на реке Кан…



Ольга Шервуд: Он старше Петербурга на 70 лет почти, ведет свою летопись с 1636 года и стоит на реке Кан. Сейчас в городе чуть более 100 тысяч человек, и это как бы владение «Норильского никеля», судя по рекламе, которая там везде висит. Город состоит из одной большой центральной площади, очень красивой, и на ней есть все: Спасский собор, который построен с элементами енисейского барокко, действительно красивый, отреставрированный, непосредственно за ним – мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. В центре площади еще памятник тем, кто устанавливал советскую власть, и тут же – маленький мемориал этим людям. Сбоку площади находится здание, в котором был первый кинематограф в Канске, и он был уже в 1908 году. И первый специальный кинотеатр уже построен был в 1911 году.


Табачная фабрика одним фасадом на той же Соборной площади, а другим фасадом на улице Урицкого. И многие мужчины нашей страны знают города Канск по знаменитой канской «Приме», которую выпускают именно там. Эта фабрика называется «Табачка», и там, например, участников фестиваля кормят, потому что там столовая безопасная с точки зрения желудков. И действительно, мы чувствовали себя в этом смысле хорошо, и ничего с нами не случилось. Но еда там специфическая, такую, может быть, в Петербурге подают в кафе «СССР» за огромные деньги. Там компот, винегрет, перловый суп и тефтельки. И здесь живут люди, которые вдруг приходят и смотрят то, что им показывает Канский видеофестиваль.



Мумин Шакиров: Сам автор идеи Канского фестиваля Андрей Сильвестров попал в сибирскую глубинку прямо с Лазурного берега.



Андрей Сильвестров: После Ниццы, Лазурного берега попав на лазурную равнину, впечатление было шокирующее. Шок был от необыкновенной красоты этих мест. И понимаешь, что находишься в каком-то абсолютном центре большой суши, очень плотно стоишь на земле, среди вот этих великолепных берез, покрывшихся желто-красным узором листьев. Но при этом находишься в каком-то удивительно отмороженном состоянии. Это такая вековая депрессия скопилась и парализовала члены местных жителей. Такое впечатление, что им даже тяжело ходить. Как-то там чувствуется какая-то безнадежность состояния. И конечно, мы там выглядели дико. Это была такая горстка сумасшедших, на которых ходили и смотрели, как зоопарк приезжает, что-то такое. Показывали пальцем и говорили: «О-о-о…»



Мумин Шакиров: Последний фестиваль, прошедший в сентябре 2005 года в Канске, показал произведения современного видеоискусства. Против «Золотой пальмовой ветви» Лазурного берега организаторы кинофорума в качестве приза выставили «Золотой пальмовый секатор». Регламент был таков: два дня плотного показа в местном кинотеатре «Восход».



Андрей Сильвестров: Приехал Таня Деткина с фильмом «Пакостник». Этот фильм был на Берлинском фестивале. Была большая программа «Сине Фантома» - это организация, которая существует уже 20 лет и занимается независимым кино, в первую очередь связанным с именами Глеба и Игоря Алейниковых, Бориса Юхананова, Евгений Юфита. Была программа, которая представила деятельность этой организации за последние 20 лет, программу представлял я, рассказывал про «Сине Фантом», что такое независимое кино в России. Была программа группы «Синий суп» - это замечательные художники, которые активно действуют не только в России, но и представляют нашу страну на различных крупнейших международных проектах, таких как «Манифест», Венецианская бьеннале и так далее. Соответственно каждый показ сопровождался представлением программы, и дальше мы отвечали публике на те вопросы, которые у нее созревали. Да, был великий русский композитор Сергей Загний, который за три дня отрепетировал с учениками местной школы свою «Канскую симфонию», которую он специально сочинил, и представил ее на закрытии фестиваля.



Мумин Шакиров: Но не вся art-продукция, завезенная энтузиастами параллельного кино, пришлась по душе местным зрителям. Как пишет председатель жюри Ольга Шервуд, «непонятное пугает и отвращает». Спустя пару дней после окончания третьего фестиваля 2004 года, канское издание «Сегодняшняя газета» опубликовала статью под названием «Видео-террор», где автор припечатал организаторов в лучших традициях советской партийной прессы. Начал с фразы «тлетворное влияние Запада» и закончил пугающим вопросом: «Куда смотрит ФСБ?». Организатором пришлось спуститься на землю из заоблачных высот своего «авангарда», в том числе и Андрею Сильвестрову.



Андрей Сильвестров: Перформанс «авангардисты среди дикарей» закончился на третьем фестивале. То есть этот перформанс стал уже не интересен ни горожанам, ни нам. Им перестало быть интересным смотреть на этих фриков, которые приезжают откуда-то. Москвичи там воспринимаются как… да, они говорят по-русски, но это – иностранцы. Мы начали новое поступательное движение, связанное, собственно, с развитием как себя, так и тех зрителей, которые посещают наш фестиваль. По крайней мере, мы обратили внимание на то, что просветительская деятельность должна стать одной из составляющих нашей деятельности. Не то что мы решили отдать себя просвещению дикой, неразумной Сибири. Потому что, во-первых, Сибирь не дикая и неразумная, там люди образованнее, чем мы, ну если не во всем, то во многом.



Мумин Шакиров: Тему общения с народом продолжает режиссер Павел Лабазов.



Павел Лабазов: Что такое просвещение? Это общение. Перформанс авангардистов – это скорее вывесить картину, смотреть, воспринимать – и все. Мы решили, что все-таки помимо этой картины надо, чтобы эта картина начала говорить. Начала говорить и объяснять, что «я на самом деле не такая сложная, меня можно разложить на те же простые составляющие, как любого из вас», что «на самом деле я такой же, как и вы».



Мумин Шакиров: Контакты со зрителями не прошли бесследно, считает Андрей Сильвестров.



Андрей Сильвестров: Абсолютно произошел перелом и в отношении администрации к нам. То есть они поняли, что это уже серьезно, это надолго, это не уйдет. За нами очень пристально следили как со стороны администрации, милиции, КГБ, все приходили, общались, ждали каких-то провокаций. Мы выдержали стоически, очень достойно это общение. Запаса прочности еще лет на пять как минимум хватит у нас, а дальше, возможно, не факт, что мы всегда будем продолжать это дело. Может быть, мы передадим кому-то. Марк Рудинштейн же передал группе лиц свой фестиваль «Кинотавр» - может быть, и мы передадим.



Мумин Шакиров: О канском видеофестивале в Сибири рассказывали кинокритик Ольга Шервуд, режиссеры Андрей Сильвестров и Павел Лабазов.


XS
SM
MD
LG