Ссылки для упрощенного доступа

«Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали»


От «А» до «Я» — передача о русском языке
От «А» до «Я» — передача о русском языке

Случается, люди картавят или шепелявят. С такими и подобными этим нарушениями обращаются за помощью к логопедам. Но куда чаще бывает, что человек каждый отдельный звук в состоянии произнести правильно, а вот когда он начинает говорить, получается набор невнятных звуков. Есть даже такое выражение — «у него каша во рту». Отчего это происходит?


Ирина Промтова, заведующая кафедрой сценической речи Российской академии театрального искусства (этот вуз до сих пор больше известен по своему прежнему названию ГИТИС), считает, что у этого явления несколько причин: «Редкие родители начинают заботиться о речи ребенка, когда он маленький. В основном все сюсюкают, повторяют с удовольствием, как он картавит, умиляются. И очень поздно спохватываются, когда, может быть, ребенок уже заканчивает школу, и ему надо поступать, скажем, к нам в театральный институт. Причем, как ни странно, это даже бывает в театральных семьях, — где родители актеры или режиссеры. И они потом удивляются: неужели?! Вот такая любовь к ребенку застилает очи, а в данном случае правильнее было бы сказать — ухо. Так что если человек плохо говорит, то все-таки следует обратиться к специалисту, поставить диагноз. Есть так называемые органические недостатки — это, когда плохие зубы, плохой прикус, то есть неверное смыкание челюстей, если большой и толстый язык, с которым не управляется подросток. Но есть еще и неорганические недостатки, которые можно убрать. Например, крепко сжатые челюсти, когда человек говорит сквозь зубы. Это, кстати сказать, необязательно плохая дикция. Это может быть следствие говора местного. В Перми, на Урале так говорят».


Но такой зажим артикуляции бывает и на тех территориях, где традиционно говорят с раскрепощенными челюстями. Это просто индивидуальная особенность человека, замученного современными темпами и проблемами.
— Да, конечно, тут нужна диагностика, так как могут быть самые разные причины нарушения дикции. К нам приходят дети из школы, которые катастрофически плохо читают с листа тексты. У них ужасная скороговорка. Потом спрашиваешь — а про что ты читал? Они не могут повторить ни-че-го. Они внутренним взором не видят. Выясняется (нам очень многие абитуриенты рассказывают, не только московских школ), что есть такая дивная методика, как считается в школе, — приучить детей хорошо читать. Их учат быстрому чтению. У них в первом классе есть уже такое соревнование: какой мальчик или девочка быстрее за единицу времени прочитает больше слов. Потом подсчитываются буквы, и какой-нибудь Петя объявляется лидером. А если посмотреть, сколько буковок, звуков выпало из его речи, то практически ничего понять нельзя, что он говорит. У них в сознании возникает, что чем быстрее ты читаешь, тем ты больше молодец.
Кроме того, мы сталкиваемся с тем, что иногда дикторы, ведущие передач на радио, телевидении говорят очень быстро. Их специально этому учат. Потому что нужно внятно выдать за короткое время важную информацию. Они говорят четко, быстро, и все понятно. Дети — обезьянки. Если какие-то известные люди так говорят, то и мы будем. Но с ними никто не занимается. Они не задают вопрос, что сделать, чтобы речь была внятной, членораздельной. Они говорят тоже очень быстро и плохо. Это сейчас очень большая беда.
С курсом, который мы набрали два года назад, я впервые с ними целый семестр занималась одним единственным фрагментом (у каждого были разные фрагменты — из Гоголя, из Бунина), чтобы они увидели, о чем они говорят».


Ирина Юрьевна, студенты под вашим руководством делают специальные упражнения для того, чтобы улучшить свою дикцию. Вы уже говорили о том, что у многих сжаты челюсти. А какого рода упражнения здесь могут помочь?
— Если зажаты челюсти, тогда можно посоветовать еще больше зажать. Зажать зубы, челюсти сжать и говорить стараться так, чтобы тебя понимали. И так говорить долго. А потом разжать челюсти. И вдруг наступает такое замечательное облегчение, легче говорить. Тоже самое мы делаем с бутылочной пробкой. Пробку поставить между зубами и стараться говорить, чтобы вас поняли. Тот же принцип.
Еще есть одно хорошее упражнение. Текст, в котором есть много «а»: «Наша река широка, как Ока. Как Ока широка, наша река». Такой незатейливый текст. И здесь как раз открыть рот. Открыть как на «а» и, не артикулируя, без участия губ, постараться, чтобы тебя поняли. Потом, не стараясь, сказать, как получится, и получится очень хорошо. Потому что активизируется вся артикуляция внутриглоточная. Мы раньше занимались только внешней артикуляцией, как работают губы, как нижняя челюсть освобождается, а там очень многое зависит от того, как поднимаются мышцы мягкого неба. Здесь как раз они очень активизируются, потому что артикуляции внешней нет, а я хочу, чтобы меня поняли. Рефлекторно начинают очень хорошо подтягиваться вверх вот эти мышцы. Образовывается внутриглоточный рупор, который потом остается. Я даже уже ни о чем не думаю, а на шлейфе вот этой физиологической установки, происходит хорошее звучание.


Бывают еще проблемы другого рода, когда не произносятся четко отдельные согласные. Самые большие проблемы, наверное, со звуком «с» и со звуком «р», когда звук проглатывается в процессе речи. Какого рода упражнения вы можете посоветовать в этом случае?
— Надо такие тексты взять, где активизируются именно эти звуки. Есть ведь всякие скороговорки, скажем: «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали». Там, видите, какая перестройка — с «л», где кончик языка у верхних зубов, и «р», где работает кончик язычка. Так вот, нужно медленно это делать, не торопиться, не удивлять скоростью. Очень часто звуки исчезают, когда согласные стоят в конце слова: «Ткет ткач ткани на платки Тане». Вот эти звуки часто выпадают — ткет ткач. И в театре мы слышим всегда «тке», «тка». В конце слова надо обязательно обратить внимание, чтобы произносились эти звуки.


У человека, делающего упражнения для улучшения дикции, вид преглупейший. Стоит перед зеркалом, корчит рожи, старательно артикулируя, и бормочет странные тексты. Что-нибудь вроде: бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Даже если в комнате, кроме тебя, никого нет — все равно как-то неловко. Но не бойтесь показаться смешным — достаточно минимальных усилий, чтобы очень скоро ваша речь стала более внятной и выразительной.


XS
SM
MD
LG