Ссылки для упрощенного доступа

Проблема массового переселения людей остается глобальной


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Александр Гостев : В центре внимания общественности в последние дни оказались споры вокруг нового американского законодательства, упорядочивающего иммиграционные потоки в США. В частности, массовые демонстрации противников закона могли создать ложное впечатление, что речь идет о специфически американском явлении. А между тем, это отнюдь не так. В самых разных государствах Европы в эти же дни предпринимаются меры по легализации хотя бы части лиц, незаконно проникших на их территорию этих государств. Над этой темой сегодня работал мой коллега Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн : Типичным примером европейской страны, несущей тяжелые экономические потери от нерегулируемой миграции, - это Италия. В стране уже сейчас 4 процента населения составляют переселенцы из-за рубежа, главным образом из Северной Африки, но не только. Многие из них оказались в стране противозаконно. Однако намерение нынешнего правительства легализировать примерно 170 тысяч из них, предоставив им разрешение на работу, наткнулось на ожесточенное сопротивление. Желающих узаконить свое пребывание в Италии оказалось намного больше - порядка полумиллиона человек. Тема иммиграции немедленно стала предметом ожесточенной предвыборной борьбы, учитывая, что выборы состояться уже в ближайшие выходные дни. Жители Италии ощущают эту проблему, как одну из самых острых и болезненных. Послушаем репортаж нашего итальянского корреспондента Джованни Бенси.



Джованни Бенси : В Италии, как и во всех странах Западной Европы, проживает огромная масса иммигрантов. Большинство из них, 2 миллиона 800 тысяч человек, приехали легально и пользуются разрешением на жительство и работу. Но 540 тысяч нелегально пересекли границу и практически не пользуются никакими правами. На первом месте среди иммигрантов из-за пределов ЕС - румыны (почти 240 тысяч человек), но есть и украинцы (113 тысяч) и россияне (19 тысяч). Обе коалиции значительно отличаются между собой по отношению к иммигрантам. Позиция правительственного большинства скорее враждебна к ним.


В правоцентристской коалиции есть ксенофобская «Лига Севера», лидер которой, Умберто Босси, когда-то предложил использовать артиллерию против иммигрантов, приплывающих к итальянским берегам на лодках или баржах. В правительстве есть и националистический «Национальный альянс», исторически восходящий к фашизму, который тоже не особенно благоприятно смотрит на иммигрантов. Именно лидеры этих двух партий, Босси и министр иностранных дел Джанфранко Фини, являются разработчиками действующего закона об иммигрантах. Этот закон, прежде всего, затрудняет легализацию тех людей, которые въехали в страну без визы. А чтобы получить визу они должны были бы заключить контракт с итальянским работодателем уже в странах происхождения, что связано с огромными трудностями.


Оппозиция, напротив, предлагает, чтобы налегалы, уже находящиеся в Италии, могли легализоваться, если найдут работу с регулярным контрактом. Это, по мнению левого центра, уменьшило бы опасность скатывания нелегалов в преступность и проституцию.



Ефим Фиштейн : Но за примерами не надо ходить далеко. В те же самые дни, когда ожесточенные споры о борьбе с нелегальной иммиграцией велись в Италии, США, Федеральная миграционная служба России оповестила мир о том, что в стране уже несколько месяцев проводится эксперимент по амнистии нелегалов. Как заявил журналистам директор службы Константин Ромодановский, амнистия уже принесла казне 350 миллионов рублей и 700 тысяч узаконенных гастарбайтеров. Прокомментировать этот эксперимент и его замечательные результаты я попросил директора Московского центра этнополитических исследований, доктора Владимира Мукомеля.



Владимир Мукомель : Проблема нелегальных иммигрантов, разумеется, общая для всех стран с развитой или бурно развивающейся экономикой. Россия здесь, конечно, не исключение. Я бы очень осторожно относился к интерпретации тех данных, которыми оперирует Федеральная миграционная служба. Потому что реально в течение прошлого года в ходе вот этого эксперимента, который был проведен в десяти регионах, было легализовано все-таки не 700 тысяч гастарбайтеров, а 7 тысяч. Те цифры, которые вы называли, - это те люди, которые получили официальное разрешение на работу в рамках стандартной действующей сегодня процедуры.


Дьявол скрывается в деталях. Буквально за два дня до слушаний этого законопроекта, состоялся правительственный час, на котором выступали и бывший руководитель Федеральной миграционной службы господин Чекалин и нынешний Ромодановский. Вы знаете, что интересно? Те данные, которыми оперировали эти руководители Министерства внутренних дел, создают страшную картину. В Россию, согласно их оценкам, ежегодно прибывает 20 миллионов мигрантов, а численность незаконных мигрантов составляет уже 10 миллионов человек. Вы знаете, у меня возникает некоторое недоумение. Как можно подтасовывать факты в таких масштабах? Потому что 20 миллионов прибывающих в Россию - это не мигранты, а туристы и все, кто пересекают государственную границу.


Что касается общей оценки численности незаконных мигрантов. На мой взгляд и на взгляд всех ведущих специалистов, она преувеличена минимум вдвое. Что это? Невежество? Глупость? Умысел? Нельзя исключать ни первого, ни второго, ни третьего. Опыт показывает, что когда Министерство внутренних дел пытается протолкнуть законопроекты в этой сфере, оно всегда старается напугать общественность, депутатов.



Ефим Фиштейн : Доктор Владимир Мукомель считает, что проблема массового переселения людей глобальна. Следовательно, решения у нее могут быть только глобальными, общими. Поэтому мы и предлагаем международный контекст, в котором лучше видятся масштаб и варианты решения проблемы.



XS
SM
MD
LG