Ссылки для упрощенного доступа

В Москве проходит Всемирный Русский народный собор


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Никита Татарский: Сегодня в Москве, как ожидается, будет одобрена декларация о правах и достоинстве человека, предложенная делегатами десятого Всемирного Русского народного собора.



Марьяна Торочешникова: Инициатором принятия Декларации о правах и достоинстве человека стало руководство Русской Православной церкви. Здесь считают, что Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, не подходит православным россиянам. Во-первых, потому что навязывает западное понимание демократических ценностей. Во-вторых, пропагандирует индивидуализм, который, по мнению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ведет к демографическому спаду и безнравственному поведению. И, наконец, руководство РПЦ не устраивает тезис, согласно которому права человека превалируют над интересами государства и общества.


Правозащитники довольно равнодушно отнеслись к предложениям руководства Русской Православной церкви, увидев за этими выступлениями ни что иное, как попытку РПЦ упрочить свое влияние и добиться новых преференций от государства. О реальных изменениях доктрины речи не идет, считает директор Общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров.



Юрий Самодуров: У человека есть право заявлять, что это неприемлемо для России. Если неприемлемо, значит, он должен добиться того, чтобы Россия отказалась, денонсировала свою подпись под Всеобщей Декларацией прав человека. Но это если относиться к этому всерьез. Но вряд ли Кирилл считает, что сможет этого добиться, значит, на самом деле хочет чего-то другого. Вот чего другого товарищ хочет? Товарищ, наверное, хочет получить некие новые ресурсы, и, наверное, он их получит, сумеет получить, Общественная палата его поддержит.



Марьяна Торочешникова: О попытке вмешательства религиозных организаций в светскую жизнь государства можно ли говорить как о тенденции в последнее время или нет?



Юрий Самодуров: Вообще-то, есть пословица: Кесарю - кесарево, а Богу - Богово. Насколько я понимаю, церковь в России всегда не умела и не умеет до сих пор быть негосударственной. Негосударственной ей быть плохо, неуютно, и она хочет быть государственной, хочет стать, становится в определенных отношениях таким вот идеологическим довеском к государству, идеологическим отделом. К вере в Бога это не имеет ровным счетом никакого отношения. А вот к тому, чтобы быть влиятельной организацией и иметь очень серьезные финансовые, земельные и другие ресурсы, это имеет непосредственное отношение. Государство, в свою очередь, использует церковь для поддержки собственной легитимности. Такие взаимные услуги: вы - нам, а мы - вам.



Марьяна Торочешникова: Впрочем, церковное руководство не собирается полностью искоренять прозападные понятия о правах человека, оно лишь стремится создать собственную декларацию, которая будет составлена с учетом национальной, культурной и религиозной традиции России. Пока текст документа держится в секрете, он будет передан чиновникам для ознакомления и опубликован сразу после голосования на сегодняшнем заседании Всемирного Русского народного собора. В том, что делегаты проголосуют за документ, у большинства наблюдателей сомнений не возникает.


XS
SM
MD
LG