Ссылки для упрощенного доступа

Выбор Азербайджана: Россия или Запад


Встреча президентов Азербайджана и Турции в Баку в основном была посвящена укреплению экономического сотрудничества
Встреча президентов Азербайджана и Турции в Баку в основном была посвящена укреплению экономического сотрудничества


Два дня в Азербайджане находился с официальным визитом президент Турции Ахмед Неджед Сезер. Вместе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым он сделал ряд заявлений, свидетельствующих об укреплении экономического сотрудничества между Азербайджаном и Турцией. По мнению наблюдателей, на взаимоотношения между Анкарой и Баку все больше влияет так называемый российский фактор.


Как турецкие, так и азербайджанские наблюдатели отметили, что в ходе визита Ахмеда Неджеда Сезера в Баку в основном обсуждались экономические вопросы. У наблюдателей создалось впечатление, что на этот раз президенты Турции и Азербайджана избегали политических тем.


Объем торговли между странами достиг рекордной цифры - около 800 миллионов долларов в год. На встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Сезер заявил, что турецкие инвестиции в экономику Азербайджана увеличатся. Одна из крупнейших турецких нефтяных компаний собирается вложить в нефтяной сектор Азербайджана более четырех миллиардов долларов. По информации турецкого телеканала НТВ, в прошлом году президент Турции уже побывал в Баку, затем встретился в Ильхамом Алиевым в Грузии, на торжественном открытии трубопровода Баку - Джейхан. На нынешней встрече стороны продолжили разговор о судьбе нефтепровода, который уже заполняется нефтью. Турецкая газета «Реферанс» отмечает, однако, что до сих пор остаются нерешенными вопросы безопасности: значительная часть трубопровода проходит на юго-востоке Турции, где в последнее время активизировались курдские боевики.


Президенты двух стран обсудили еще один проект - строительство железнодорожной магистрали Карс - Ахалкалаки. Турция заинтересована в установлении железнодорожного сообщения с Грузией и Азербайджаном. Работы по проекту стоимостью более 400 миллионов долларов протяженностью более 90 километров уже начались.


Некоторые наблюдатели отметили, что заявления президента Сезера в Баку отличались большей эмоциональностью, чем высказывания президента Алиева. Если Сезер говорил о «братских связях между Турцией и Азербайджаном», то Алиев, как правило, подчеркивал важность региональных взаимоотношений. Внешняя политика Азербайджана все больше подвержена влиянию России. Это сказывается и на отношениях между Баку и Анкарой.


«С приходом в России президента Путина Азербайджан дрейфует потихонечку в сторону России. Становится очевидным, что Москва заинтересована вернуть полностью Южный Кавказ. Усиливается давление на Саакашвили в Грузии, говорится о том, что Москва хочет совершить переворот и поменять власть, привести человека, более лояльного России и ее властям. А в Азербайджане сближение идет вполне нормальным ходом. То есть это можно и ускорить, такая опасность может быть, поэтому азербайджанские власти должны быть начеку. Такие мягкие, бархатные тона могут перейти и в стальные. Поэтому Турция должна быть более обеспокоена азербайджано-российскими связями, нежели Москва - азербайджано-турецкими связями. За последние годы в азербайджано-турецких связях таких больших позитивных изменений, как в азербайджано-российских, не произошло», - говорит руководитель Фонда политических исследований государств каспийского региона Вафа Гулузаде.


По его словам, сближение Москвы и Баку происходит за счет интересов Анкары, но не только: «За счет интересов Запада, конечно. Все газеты упоминают о том, что западные компании уступают свое место российским компаниям. Ходят слухи о том, что азербайджанская электроэнергия будет передана России. Она сейчас, в общем-то, находится в руках турецкой фирмы».


По словам эксперта, насколько пророссийский вектор официального Баку отвечает интересам Азербайджана – серьезный вопрос: «Смотря как подходить. Если подходить с интересом Азербайджана как страны - это один вопрос. Если посмотреть с точки зрения азербайджанской политической элиты, получившей полностью русское образование, русское воспитание, Америку они не знают, - у них нет "прямого телефона", то есть азербайджанцы не могут позвонить в Государственный департамент, Белый дом, другие службы и поговорить с ними – это другой вопрос. У нас фактически англоязычных чиновников раз-два и обчелся. А кроме того, личных контактов нет. Когда я работал в аппарате президента, я был единственным человеком, который мог звонить и в Белый дом, и в Государственный департамент, у меня была личная дружба со всеми теми, кто занимался Кавказом и Азербайджаном. Такого человека сейчас нет у президента. А с Москвой все это есть, ежедневно азербайджанские чиновники по различным вопросам, экономики ли, политики ли, чего угодно, звонят в Москву напрямую», - говорит руководитель Фонда политических исследований государств каспийского региона Вафа Гулузаде.


«Азербайджан может потерять, конечно, какое-то время в своем развитии, потому что Азербайджан должен сам думать и о своей ориентации, и о своих национальных интересах в связи с этой ориентацией. Я не против того, чтобы мы ориентировались на Россию, если это отвечает нашим национальным интересам. Но если нашим национальным интересам отвечает ориентация на Европу и США, мы должны, несмотря ни на какое давление со стороны России, продолжать ориентироваться на Европу и США. США, американская демократия существует, об этой западной демократии мечтает и русская интеллигенция, и все прогрессивные люди в России, поэтому нам этого курса надо держаться. Но это не очень легко, это трудно, для этого нужна убежденность, нужно мужество и прочный ориентир внутри у политической элиты», - считает эксперт.


XS
SM
MD
LG