Ссылки для упрощенного доступа

Жители города Светлый Калининградской области борются против строительства нефтяных терминалов вблизи жилых кварталов


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Катыс.



Андрей Шароградский: После сильного пожара на нефтеналивном танкере в Калининграде несколько дней назад экологи вновь забили тревогу по поводу размещения нефтяных терминалов вблизи жилых кварталов. Такие терминалы сейчас строятся неподалеку от жилых домов в городе Светлый Калининградской области. Местные жители уже больше двух лет ведут борьбу за прекращение этого строительства.



Марина Катыс: 15 пожарных расчетов в течение 7 часов не могли справиться с сильным пожаром, разыгравшимся на траулере "Джиованна", находящемся на территории завода "Янтарь" в черте города Калининград. Пожар начался двумя взрывами 5 апреля в 19.30 и был локализован (но не потушен) только к половине второго ночи. На борту судна находились 400 тонн нефтепродуктов, в результате пожара образовалась течь, и в реку Преголю вытекло нефтяное пятно внушительных размеров. Все местные спасательные службы были брошены на то, чтобы не допустить выхода нефтяного пятна в морской канал и далее – в залив. Причина пожара еще выясняется, но не исключена беспечность и халатность.


О том, как сегодня развиваются события, по телефону из Калининграда рассказывает сопредседатель международной группы "Экозащита" Александра Королева.



Александра Королева: Начальник МЧС Калининградской области заявил, что никакого мазута не вытекало, что за мазутную пленку приняли пену, которой тушили пожар. Но мне уже звонили журналисты, которые наблюдали этот пожар, и они сказали, что вода вокруг траулера горела, - значит, разлив был. И коль скоро не говорят, что вообще вылилось, то неизвестно, и сколько вылилось. Можно сказать только о том, что пожар состоялся не просто в каком-то месте города Калининграда или в каком-то порту, а состоялся он в так называемой "горячей точке" - это дельта реки Преголя, где скапливается все загрязнение, которое только попадает в Преголю. На Преголе стоит несколько городов, у которых нет очистных сооружений коммунальных, очень устаревшие очистные сооружения с промышленных предприятий, поэтому все, что течет по реке Преголя, в конце концов накапливается в устье. И не всегда даже утекает в залив и море, потому что здесь есть так называемые нагонные явления: примерно треть времени в году сильные западные ветры задерживают течение реки, и иногда река течет вспять. Поэтому как раз это место - дельта реки - оно очень и очень загрязненное. И кроме того, здесь же, вдоль самой реки, и постепенно река переходит в морской канал, - проходит открытый канализационный коллектор, в котором, конечно же, происходит постоянное просачивание сквозь почву, и все это тоже попадает в реку. Здесь же, на берегу, располагается крупнейшая свалка Калининградской области - такая огромная, дурно пахнущая куча, которая продолжает пополняться и, естественно, тоже загрязнять воды морского канала и устье реки Преголя.


А дальше можно предсказывать, что нефтяное пятно, если оно было, двинется оно, скорее всего, в сторону залива. У него двойное имя - Калининградский или Вислинский залив. Тоже печально известен своим постоянным загрязнением, причем именно нефтепродуктами со стороны нефтебазы Балтфлота. Там практически наши государственные экологи чуть ли ни живут, ловя постоянно выплывающие нефтяные пятна. А залив известен тем, что в нем нерестится крупнейшая популяция балтийской сельди, у которой весной наступит нерест. Сейчас вода холодная, погода стоит у нас почти зимняя, и мазут, скорее всего, будет депонирован на дне. Соответственно, мы получим такую небольшую экологическую бомбу с часовым механизмом, и механизм этот будет "заводиться" в зависимости от наступления тепла. Воды начнут прогреваться, мазут тогда начнет размягчаться и всплывать. И тогда уже нерестящейся селедке и достанется по полной программе, ну, а впоследствии этот мазут будет выброшен на берег залива.


Но это, на самом деле, только часть сценария. Этот пожар продемонстрировал чрезвычайную слабость местных спасательных сил. Пожар тушили 7 часов 15 пожарных расчетов и все спасательные организации, которые вообще объединяются для ликвидации последствий аварийных разливов нефти. И они продемонстрировали, в общем-то, отсутствие слаженности, способности локализовать пожар и его ликвидировать. Остается только, с одной стороны, горевать, а с другой стороны, понимать, что те, кто протестует против строительства различных объектов нефтяных, транспортировки нефти, особенно вблизи жилых кварталов, совершенно правы.



Марина Катыс: Здесь мы, собственно, и подходим к проблемам города Светлого, который находится тоже в Калининградской области, на побережье Балтийского моря. Какие выводы можно сделать из пожара, произошедшего в Калининградском порту, администрации города Светлого?



Александра Королева: Знаете, как всегда в нашей жизни, не было бы счастья, да несчастье помогло - увидеть будущее несчастье. В апреле два года, как жители этого приморского городка Светлого борются против строительства двух нефтетерминалов прямо в их жилых кварталах. Нефтетерминал - это априори предприятие взрыво- и пожароопасное. И санитарно-защитная зона у такого предприятия должна быть 500 метров. Нет никаких совершенно объяснимых причин, почему можно сокращать санитарно-защитную зону у такого предприятия, рисковать жизнями сотен людей, которые живут ныне менее чем в 300 метрах от будущей стройплощадки. О каких бы современных, новых технологиях, обеспечивающих экологическую безопасность на новых терминалах, мы ни говорили бы, от взрывов и пожаров такие предприятия не застрахованы.


7-часовой опыт тушения пожара показал, что, несмотря на сбор всех спасательных сил, аналогичный пожар на нефтетерминале вряд ли будет локализован быстрее и без последствий. Ну, а последствия для людей, живущих в такой близости от нефтетерминала, могут быть самыми тяжкими. Слава богу, что ситуация происходила в таком районе, где речь не шла о необходимости эвакуировать местное население.



Марина Катыс: Если мы будем говорить о ситуации города Светлого, то, случись пожар танкера, который случился в порту калининградском, около нефтеналивного терминала в городе Светлом, - это привело бы, видимо, к эвакуации половины города?



Александра Королева: А там ничего другого даже придумать нельзя. Мне кажется, что эта сомнительная страница, так сказать, в истории развития экономики города Светлого должна быть закрыта раз и навсегда. Если так необходим для развития экономики нефтетерминал или два, или три, или десять - они должны быть в местах, где обеспечена безопасность.



Марина Катыс: В настоящее время в Калининграде работает комиссия по расследованию причин пожара, в ее состав входят местные экологи.


XS
SM
MD
LG