Ссылки для упрощенного доступа

Состоялось заседание "круглого стола" фонда "Общественная альтернатива", учрежденный Михаилом Касьяновым


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Соколов.



Александр Гостев : Фонд "Общественная альтернатива", учрежденный Михаилом Касьяновым, сегодня организовал заседание "круглого стола" на тему "Россия 2006. Развилки экономической политики". На заседании "круглого стола" побывал обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.



Михаил Соколов: На "круглом столе" под председательством Михаила Касьянова профессор Евгений Гавриленков проанализировал состояние российской экономики, показав, что благодаря высоким ценам на нефть и разумной монитарной политики ситуация пока стабильна. Но при этом вмешательство в бизнес чиновников, действующих от имени государства, увеличивается.



Евгений Гавриленков : Все больше и больше чаще звучат идеи усиления государственного присутствия в экономике, своеобразного государственного капитализма. Видимо, эта тенденция на ближайшее время продолжится.



Михаил Соколов: Важно понимать, что мотивация вмешательства бюрократов отнюдь не общественная польза, заметил доктор экономических наук Михаил Делягин.



Михаил Делягин : Полностью освободившись от всякой ответственности за последние 15 лет, наше государство сейчас занимается обеспечением личного потребления тех, кто это государство составляет.



Михаил Соколов: Государство во многих случаях менее эффективно, чем частный бизнес, уверены эксперты. Но, как отметил известный социолог Юрий Левада, понятное специалистам, увы, не осознается общественным мнением.



Юрий Левада : Те тенденции, которые вызывают большую тревогу у специалистов по реприватазции экономических рычагов, они в общественном мнении скорее принимаются. Потому что это кажется привычным и соответствующим тому времени, когда было более или менее хорошо, так кажется.



Михаил Соколов: По мнению профессора Евгения Гавриленкова, в ближайшее время российская экономика столкнется с новыми вызовами - не будет, например, ни дешевой энергии, ни отрицательных ставок по кредитам. Жить, ничего не меняя с нынешним бюджетом, Россия сможет лишь при ежегодном росте цен на нефть на 20 процентов. Стабилизация же нефтегазовых цен на любом уровне остановит рост и приведет к кризису, если не оживиться частная активность.


Профессор Евгений Ясин предупредил, что нынешняя парализация активности бизнеса стоит минимум 2 процента роста валового внутреннего продукта.



Евгений Ясин : Наша власть "умело" поддерживала низкую деловую активность. Посмотрите на дискуссию вокруг Закона "О налоговом администрировании". Это просто идет легализация методов, которые были применены против ЮКОСа.



Михаил Соколов: Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров обратил внимание не серый сектор российской экономики.



Георгий Сатаров : Объем теневой экономики, теневой оборот больше, чем фиксируемый официальный оборот. А этот оборот, естественно, поддерживается соответствующей коррупцией. Коррупционная нагрузка налоговая больше официальной налоговой.


Что такое как бы собираемые коррупционные деньги? Это коррупционные налоги должны компенсироваться стоимостью товара - это вклад в инфляцию. Коррупционные деньги - это деньги пониженной символической ценности. Это тоже вклад в инфляцию.



Михаил Соколов: Бывший замминистра энергетики Владимир Милов сделал такие выводы.



Владимир Милов : Есть очевидная связка между ростом экономическим, который является решением всех наших проблем, и инвестиционной деловой активностью, то есть активностью бизнеса, активностью граждан, которые хотят наращивать свой предпринимательский потенциал, инвестировать средства в какие-то проекты и так далее. Вот эта связка - между инвестиционной активностью и ростом - это ключик к нашему процветанию. Явно, что инвестиционная активность последнее время уменьшилась, уменьшилась благодаря той модели взаимоотношений с обществом, которое выстраивает власть. Это репрессивная модель. В этой ситуации Гавриленков, как интеллигентный человек, не стал очень много распространяться на эту тему. Но ведь все эти вещи известны. Они связаны как минимум не только и с судом, и с уважением к контрактному праву, но, с другой стороны, они связаны просто с моделью функционирования власти, которая сегодня носит такой достаточно хищнический характер по отношению к гражданам и бизнесу. Власть сегодня настроена в основном на рентоориентированную модель, на извлечение каких-то личных выгод из своего преимущественного положения, на поддержание на рынке тех субъектов, которые аффелированы с властью (государственных или полугосударственных компаний) и на создание барьеров всем остальным для извлечения этой самой административной ренты. Это то, что, в том числе, говорил Георгий Сатаров. Такая модель, безусловно, душит деловую активность.


Для того чтобы нам все-таки двигаться вперед и создать условия для долгосрочного устойчивого роста нужно, безусловно, эту модель ломать. Власть должна стать совершенно другой. Она должна стать дружественной по отношению к гражданам и по отношению к бизнесу. Тогда действительно появятся условия для возникновения адекватной правовой системы, судебной системы, которая позволяла бы создать поле для разрешения, цивилизованного разрешения конфликтов. Власть бы стала больше в своих действиях думать о том, какие результаты та или иная ее деятельность приносит с точки зрения деловой активности и стимулирования действий граждан, направленных на развитие экономики, на развитие общества, а не на то, как извлечь выгоду из того, что какие-то дружественные власти структуру доминируют на каких-то конкретных рынках.



Михаил Соколов: Нужны политические механизмы для того, чтобы изменить ситуацию?



Владимир Милов : Гавриленко об этом, как я уже сказал, интеллигентно умолчал, но, безусловно, так. Безусловно, ключик лежит, конечно же, в модели устройства политической системы.



Михаил Соколов: Георгий Сатаров уверен, что для того, чтобы в России была защищена частная собственность, создан независимый суда нужно политическое действие.



Георгий Сатаров : Менять власть. Формировать оппозицию мощную консолидированную и менять власть. Перспектива есть всегда больше или меньше. Но пока включен, рукава засучены, а там видно будет.



Михаил Соколов: Сам бывший премьер-министр России Михаил Касьянов, создав Народно-демократический союз, демонстрирует, что он готов к политической деятельности.



Михаил Касьянов : Я думаю, что абсолютно правильно отмечено. Нельзя сказать, что это не только экономика, это как раз часть экономики, когда силовое давление на бизнес сдерживает развитие бизнеса, сдерживает инициативы или фактически лишает людей способности принять инвестиционные решения, вложить деньги в производство, расширить и увеличить количество рабочих мест, конечно, это важный фактор сдерживания экономического роста. Абсолютно правильно обозначено и то, что теневая экономика, и давление властей, силовой части властей на бизнес - это является серьезным сдерживающим фактором. Поэтому, конечно, политическое решение очевидно, о чем мы говорим всегда, что такая конструкция, которая сегодня существует, или тот вектор движения, который мы сегодня в России имеем, это неправильное направление. Его нужно менять для того, чтобы все эти ограничения снять и дать возможность экономике развиваться, и на этой основное решить социальные проблемы, с которыми сталкивается каждый из наших граждан.



Михаил Соколов: Ваши коллеги по Народно-демократическому союзу готовы вот так объединиться с бизнесом, или бизнес будет пугаться политической деятельности сейчас?



Михаил Касьянов : Как раз в числе делегатов нашей учредительной конференции (примерно 60 процентов) были представители малого и среднего бизнеса. Они уже не стесняются сегодня, не боятся ставить свои имена, и открыто говорить, что мы за такую политику, за политику, отличную от сегодняшнего политического курса.



Михаил Соколов: После серии дискуссий с экспертами Михаил Касьянов, собирается с помощью специалистов подготовить свою программу развития российской экономики.





XS
SM
MD
LG