Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Роттердаме завершился Международный кинофестиваль


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко.

Михаил Саленков: В голландском Роттердаме в воскресенье завершился Международный кинофестиваль. О представленных на нем фильмах и лауреатах кинофестиваля - наш корреспондент в Голландии Софья Корниенко.

Софья Корниенко: Открылся 38 международный кинофестиваль в Роттердаме 21 января режиссерским дебютом Майкла Империоли Hungry Ghosts («Голодные призраки»). Первый фильм фестиваля задает тон всей роттердамской декаде. И в этом году его основным лейтмотивом стала свободная, демократичная городская культура, художественный заряд города-плавильного котла, каким является и Роттердам, и Нью-Йорк.

Роттердамский же фестиваль славится своей демократичностью. Здесь можно совершенно свободно назначать встречи с мэтрами мирового кино - в этом году Клер Дени, Рауль Руис, Лисандро Алонсо. Здесь же много внимания и уважения проявляется к совсем еще начинающим.

Майкл Империоли: Нью-Йорк - это, прежде всего, мой дом. Это плавильный котел, причем не только национальностей и культур, но и умов. Когда я в 1983 году в 17 лет перебрался на Манхэттен - а вырос я на окраине - это было такое бурлящее, насыщенное художественной энергией и свободой место, что я понял, что могу быть здесь кем угодно. Нью-Йорк - конфронтационный город, его жители находятся в постоянном трении друг с другом, стоит только сесть в автомобиль, выйти на улицу или спуститься в метро.

Софья Корниенко: Голодные призраки, по названию ленты Империоли, это еще и сквозная тема в фестивальной программе, где на этот раз сразу несколько разделов посвящено было теме ужасов - причем ужасов не в голливудском их понимании, а в восточном. И голодные призраки - это духи, которые никак не могут успокоиться и даже после смерти продолжают погоню за иллюзиями. Азиатские кинематографисты оформили в бывшем здании роттердамского музея фотографии несколько «комнат с привидениями». Одна из актрис из индонезийского фильма Under the Tree («Под деревом») исполняла ритуальные танцы с острова Бали, с масками и заклинаниями в помещении, наполненном благовониями и звоном колокольчиков. А комната малазийского режиссера Амира Мухаммада, наоборот, оформлена в минималистском стиле современной комнаты ожидания. От этого не менее жутко, особенно когда замечаешь, что книжные шкафы заполнены одинаковыми экземплярами одной и той же книги авторства Мухаммада - «Книги немертвых». Этот каталог азиатских духов с картинками посетителям инсталляции предлагалось прихватить с собой.

Комнаты с привидениями символизируют более тесную связь азиатского кинематографа с призраками, которые воспринимаются как часть окружающей реальности. Так кинематографисты признаются, что проводят очистительные ритуалы перед тем, как приступить к съемкам очередного ужастика. А танцовщица с Бали пожаловалась, что во время ее выступления с ней, якобы, все время входил в контакт настоящий дух. «Наверняка местный голландский, а не индонезийский, - добавила она. - Потому что он настоятельно просил меня снять одежду».

Кто-то скажет - причем здесь кино? Но Роттердамский фестиваль вот уже много лет является площадкой для экспериментов в смежных с киноиндустрией дисциплинах. А с тех пор как кино становится все более мультимедийным, это направление стало еще актуальнее. К тому же с этого года фестиваль теперь уже официально возглавил 37-летний Рутгер Вольфсон, известный как куратор прогрессивных инсталляций, ренессансный человек, не ограничивающийся в искусстве одной профильной дисциплиной. Вольфсон стремится превратить фестиваль в, как это теперь модно, одно комплексное переживание, экспириэнс, которое не заканчивается при выходе из кинозала. Так, в киноэкраны превращены были несколько крупных зданий в городе. В рамках проекта Size Matters («Размер имеет значение») на них проецировали специально для этого проекта - снятые видеоработы трех режиссеров Нанук Леопольд (Nanouk Leopold), Гая Мэддина (Guy Maddin) и Карлоса Рейгадаса (Carlos Reygadas). В это время на одном из мероприятий фестиваля проходила презентация микрофильмов, предназначенных для экранов мобильных телефонов.

Рутгер Вольфсон: Мне очень интересна тема эволюции экрана. Очевидно, что в самом мире кино на эту тему задумываются мало. Мир киноиндустрии очень закрытый, в котором все очень заняты производством новых фильмов и считают, что этого достаточно. Между тем, приход новых разновидностей экранов предоставляет массу новых возможностей для той же киноиндустрии. Откуда берутся новые экраны, как их воспринимает зритель - эту дискуссию хотелось бы стимулировать на фестивале. До сих пор все альтернативные разновидности экранов, которые мы наблюдали, служили в основном для передачи информации или распространения рекламы, то есть использовались для очень примитивных, банальных целей, без приключений.

Софья Корниенко: Много было смешанных по жанру работ и среди тех, которые поместились в кинозалы. Почетное место отведено, как всегда, эксперименталистам - Моргану Фишеру, Кену Джейкобсу, Джонасу Мекасу. Из российских кинолент, которых в этом году в Роттердаме был небывалый наплыв - более 20, наибольшую популярность у зрителей завоевала наполовину анимационная, наполовину игровая картина Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» о вымышленном путешествии в Петербург Иосифа Бродского. Присутствовавшие на фестивале критики отметили, что пока в самой России зритель чаще ходит на блокбастеры, европейский зритель уже успел полюбить новую традицию московского кино, открытую пару лет назад в том же Роттердаме с фильмом Ильи Хржановского «4». Этот новый кинематограф отличает документальный, безжалостный стиль подачи киносюжета. В этом году свои первые игровые ленты представили молодые режиссеры-документалисты Валерия Гай Германика и Бакур Бакурадзе. Помимо показов этих, как их здесь назвали, «молодых злых» авторов, в Роттердаме состоялась также международная премьера «Морфия» Алексея Балабанова, которому голландское консульство в Петербурге, почему-то до последнего отказывалось выдавать въездную визу.

Одной из наград фестиваля - статуэткой тигра и призом в 3000 евро - была отмечена российская короткометражная лента «Отчаяние» нижегородцев Галины Мызниковой и Сергея Проворова. Лента также минималистская, пробирающая до костей своим черно-белым холодом. Ну а главные награды фестиваля за полный метр ушли в Азию - Иран, Южную Корею и Турцию. В этом году более 300 картин фестиваля посетило 341 тысяча зрителей, в прошлом году - 355 тысяч. Как отметил директор фестиваля, если в условиях финансового кризиса голландцы на чем-то и экономят, то только не на билетах в кино.

XS
SM
MD
LG