Ссылки для упрощенного доступа

Отношение россиян к делу компании ЮКОС


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.

Андрей Шароградский: Сегодня врачи официально засвидетельствовали, что бывший вице-президент компании ЮКОС Василий Алексанян не может принимать участие в судебных слушаниях по состоянию здоровья. В процессе объявлен перерыв до 5 февраля. Между тем, опросы общественного мнения показывают, что многие россияне уверены, что сейчас, во время кризиса, Россия особенно остро нуждается в таких предпринимателях, как Михаил Ходорковский, Василий Алексанян, Платон Лебедев и другие бывшие руководители компании ЮКОС.

Вероника Боде: Сегодня судья Симоновского районного суда Москвы Ольга Неделина сообщила, что из Гематологического центра Российской Академии медицинских наук пришел ответ на запрос суда о состоянии здоровья Василия Алексаняна. По мнению врачей, подсудимый не может участвовать в судебных заседаниях, так как пребывание в общественных местах опасно для его жизни. Ранее Алексанян в ходе судебного процесса заявил, что, помимо ВИЧ в последней стадии, у него обнаружен рак лимфатической системы. В связи с этим любая инфекция для него очень опасна.

Однако прокурор Николай Власов заявил сегодня в суде, что "у стороны обвинения появились дополнительные сведения, которые идут вразрез с поступившими в суд справками", и пояснил, что не может зачитать справки, полученные стороной обвинения, так как их еще нужно проверить. В связи с этим в судебном заседании объявлен перерыв до 5 февраля.

Между тем, адвокат Алексаняна Геворг Дангян уверен, что есть все основания, чтобы приостановить дело, а не объявлять перерыв.

Напомню, что в апреле 2006 года Василий Алексанян был задержан, и ему было предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса: "Присвоение или растрата чужого имущества" и "Легализация, отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем". В июле того же года Генпрокуратура России предъявила ему еще одно обвинение - в уклонении от уплаты налогов.

Разбирательство по делу экс-менеджера ЮКОСа было приостановлено в феврале прошлого года из-за его болезни. 8 декабря Мосгорсуд решил освободить смертельно больного Алексаняна под залог в 50 миллионов рублей, но лишь незадолго до Нового года его близким удалось собрать нужную сумму.

В середине января Симоновский суд решил возобновить процесс, так как Василий Алексанян выписался из больницы. Однако его адвокаты предоставили суду документы о состоянии здоровья подсудимого, согласно которым он не может участвовать в процессе. Суд направил свой собственный запрос в Гематологический центр Российской Академии медицинских наук, где проходил лечение Алексанян.

Еще в декабре 2007 года в заявлении для прессы и правозащитников Василий Алексанян свидетельствовал, что за два месяца пребывания так называемой тюремной больнице, он, будучи тяжело болен, заболел еще и туберкулезом.
"Таким образом, в результате незаконного почти двухлетнего содержания в тюрьме еще до суда я, будучи практически слепым, доведен до критического предсмертного состояния сознательными, хорошо спланированными совместными действиями прокуроров, следователей, судей и тюремных врачей", - говорится в документе. И далее: "Все это время не прекращались попытки сделать меня лжесвидетелем и получить от меня показания, порочащие других руководителей компании ЮКОС, в обмен на изменение мне меры пресечения по состоянию здоровья, то есть фактически в обмен на жизнь. Я призываю российское и международное сообщество остановить процесс бесконечного, бессмысленного избиения людей, имевших хоть какое-то отношение к компании ЮКОС", - писал Василий Алексанян.

А как относятся россияне к делу Алексаняна? Об этом рассказывает Борис Дубин, заведующий отделом социально-политических исследований "Левада-центра".

Борис Дубин: К делу Алексаняна, как и к делу Светланы Бахминой, относятся примерно одинаково. Относительное большинство, порядка 40-42 процентов в целом одобряют то, что Алексаняна отпустили под залог, и примерно такая же доля считает, что следовало бы президенту прислушаться к общественному мнению и воспользоваться своим правом на помилование и помиловать Светлану Бахмину. Но примерно такая же доля россиян затрудняется с ответом на эти вопросы. Иначе говоря, общественное мнение колеблется или разделено, расщеплено на две части. Явной озлобленности в отношении этих людей нет, но сформировавшегося противодействия беззаконию и их такому нетерпимому положению тоже нет.

Вероника Боде: Как в целом можно охарактеризовать отношение россиян к делу ЮКОСа?

Борис Дубин: В целом население не злобствует по поводу Ходорковского, не радуется так уж прямо шумно, с рукоплесканиями тому, что ЮКОС разорили и забрали его имущество. Но, скажем, только незначительная доля россиян считает, что все это пошло на пользу населению страны. Подавляющее большинство уверены, что это пошло на пользу только той группе бизнесменов и людей во власти, чиновников, которые поживились на этом деле. По мере того, как дело развивается или, вернее, как развивается замалчивание этого дела, все большая часть населения, не переходя в негативную позицию относительно Ходорковского, ЮКОСа и так далее, как бы разгружает себя от ответственности тем, что затрудняется с ответом, говорит, что ничего не слышали об этом. Ситуация неопределенная для россиян. Она не очень для них понятная. И, как от всего непонятного, они предпочитают не разбираться в том, что им непонятно, а отстранить его от себя, но при этом не брать на себя какой-то вины и ответственности.

Вероника Боде: Каковы последствия такого положения дел в общественном сознании?

Борис Дубин: Мне кажется, нарастание равнодушия, незаинтересованности в общих делах, притом, что россияне все-таки в большинстве своем признаются, что они и собственные то дела не в состоянии контролировать, поэтому отстранение и от собственной жизни, и от некоторого общего дела создает дурной климат в стране и в смысле ценностей, и в моральном смысле, и в смысле возможности действительно делать что-то практическое, реальное, в том числе противостоять несправедливости, унижению, произволу власти, какой бы эта власть ни называлась, судейская, политическая или еще какой-то другой.

Вероника Боде: По свидетельству социолога Бориса Дубина, при этом треть россиян заявляет, что для страны в нынешней кризисной ситуации было бы лучше, если бы такие люди, как Михаил Ходорковский, трудились на благо России в бизнесе или политике.

XS
SM
MD
LG