Ссылки для упрощенного доступа

Американские политики и эксперты о заявлении президента Ирана об обогащении оружейного урана


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Никита Татарский: Мир продолжает обсуждать прозвучавшее во вторник заявление президента Ирана о том, что в его стране впервые произведено обогащение оружейного урана. Что говорят по поводу этого события американские политики и эксперты?



Аллан Давыдов: Декларация иранского президента Махмуда Ахмадинеджада о вхождении его страны в клуб ядерных держав стала в США событием заметным. В то же время по крайней мере первые два дня хозяин Белого дома продолжал хранить по этому поводу молчание. Пресс-секретарь Джорджа Буша Скотт Макклеллан заметил, что Иран выбрал движение в неправильном направлении. Представитель государственного департамента Шон Маккормак сказал, что у него пока нет доказательств того, что иранский уран обогащен до уровня, отвечающего требованиям создания ядерного оружия.


В среду государственный секретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс воспользовалась встречей в Вашингтоне с президентом Экваториальной Гвинеи Теодоро Обиангом Нгуемой, чтобы публично прокомментировать позицию своей страны в свете развития событий, связанных с иранской ядерной программой.



Кондолиза Райс: Мы намерены неуклонно следовать нашему курсу дипломатии. Мы надеемся, что обговоренная и согласованная дипломатическая политика, за которой стоит весь мир, убедит Иран в необходимости вернуться назад, в рамки требований международного сообщества. Эти требования известны, и Иран должен с ними согласиться.



Аллан Давыдов: Госсекретарь США добавила, что не будет настаивать на чрезвычайном созыве Совета безопасности ООН. По мнению Кондолизы Райс, Совет безопасности должен начать действовать лишь после того как к 28 апреля получит отчет Международного Агентства по атомной энергии о том, выполнено ли требование Совета о возврате Ирана к сотрудничеству с МАГАТЭ.


Известный американский политолог и президент консалтинговой компании "Евразия" Иэн Бремер считает, что последние действия Ирана носят отнюдь не спонтанный характер.



Иэн Бремер: Иран все хорошо рассчитал. Прежде всего, я имею в виду выбор времени заявления о первом обогащении урана. Это произошло через две недели после принятия резолюции Совета Безопасности ООН - но за два дня до прибытия главы МАГАТЭ Эль-Барадея в Тегеран. Выглядит явно провокационно. Эта новость была с восторгом прокомментирована не только нынешним президентом Ирана Ахмадинеджадом, но и бывшим президентом страны Рафсанджани. Таким образом, Иран показывает, что решение принимает не один случайный безумец, а вся иранская элита. И это, несомненно, жесткий сигнал любому, кто рассчитывает, что разрешить кризис вокруг Ирана можно только средствами дипломатии.



Аллан Давыдов: В случае с Ираном американский эксперт предостерегает против аналогий, связанных с событиями трехлетней давности, когда вызывающее поведение иракского диктатора Саддама Хусейна вынудило американскую администрацию пойти на военную акции против Ирака.



Иэн Бремер: Сейчас - не 2003 год. Тогда Соединенные Штаты были полны решимости наказать Саддама по полной программе. Сейчас же вариант возможной силовой акции против Ирана упоминается с огромной осторожностью. Многие в Вашингтоне верят, что Иран действительно продемонстрировал свое ядерное ноу-хау. Но никто не хочет повторить ошибку, подобную иракской. Иран - не Ирак. У него множество действенных рычагов, включая хорошо подготовленную армию, лояльную клерикальному режиму. Иран способен вызвать множество проблем в регионе, таких, например, как обширный конфликт между суннитами и шиитами. Иран, как крупный мировой производитель нефти, грозит создать большую прореху в глобальном нефтяном рынке. Иран отдает себе отчет в том, что он активно провоцирует кризис, и в этом отношениии он отличается от Северной Кореи. Понимая, что вызывает озабоченность США и стран Европы, Иран дает понять, что охотно будет продолжать разыгрывать ядерную карту.



Аллан Давыдов: Сказал американский политолог президент консалтинговой компании "Евразия" Иэн Бремер.


XS
SM
MD
LG