Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты о ВВП в России


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов.

Андрей Шароградский: Экономическую панораму представляет Иван Трефилов.

Иван Трефилов: Общий объем экономики России в 2008 году увеличился на 5,6 процентов, сообщила во вторник Федеральная служба статистики, подтвердив тем самым предварительные данные, опубликованные накануне Министерством экономического развития. Однако еще в конце прошлой недели глава министерства Эльвира Набиуллина говорила о росте ВВП страны в минувшем году на уровне чуть менее 6 процентов. По мнению старшего экономиста финансовой корпорации «Уралсиб» Владимира Тихомирова, причиной такой корректировки стали провальные данные за декабрь:

Владимир Тихомиров: Внутри четвертого квартала, я думаю, что очень серьезное падение объемов производства, соответственно, ВВП было в декабре. Я думаю, что именно включение результатов декабря в четвертый квартал и дало такую картину. Потому что, на мой взгляд, начало четвертого квартала не было таким еще сложным. Октябрь, хотя уже в финансовом секторе начинались проблемы в целом для реального сектора экономики, прошел достаточно неплохо. В ноябре уже было отмечено серьезное замедление. Я думаю, что в ноябре мы имели рост ВВП, но совсем в небольших значениях - может быть, порядка 2 процентов. А в декабре, конечно, мы уже вышли в минус. Поэтому, в целом, по итогам четвертого квартала должно было получиться 0, для того чтобы получилось 5,6 по году, как сегодня об этом сказал Росстат.

Иван Трефилов: Впрочем, в первом месяце наступившего года, как считают эксперты, российская экономика покажет еще более плохие результаты. Директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев объясняет это, прежде всего, ожидаемым снижением объемов торговли - первым за последние годы, а также углублением кризиса в промышленности.

Игорь Николаев: В январе мы будем иметь около 15 процентов спада, если говорить о промышленном производстве. Почему еще в январе будет такой низкий показатель? Потому что, несмотря на очень низкую цифру по декабрю, она могла быть и хуже, если бы такая подотрасль этого вида экономической деятельности как добыча природных ископаемых практически не показала спада в декабре. В январе мы помним, что такое было у нас с "Газпромом", с добычей газа, которая, естественно, сократилась из-за этого конфликта между Россией и Украиной. Естественно, добыча природных ископаемых (а это очень важная составная часть по промышленному производству) тоже снизится и существенно. А это значит, что минус 15 процентов - это еще оптимистичная оценка.

Иван Трефилов: Согласно прогнозу Игоря Николаева, в целом в 2009 году объем ВВП России сократится как минимум на 4 процента, что заметно отличается от данных Министерства экономического развития, пока оценивающего спад на уровне всего лишь 0,2 процента. С официальным прогнозом в целом согласен и старший экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров:

Владимир Тихомиров: Я ожидаю, что в первом квартале 2009 года рост ВВП сократится на 3 процента по отношению к первому кварталу 2008 года. Во втором квартале, видимо, темпы снижения могут замедлиться. Я ожидаю порядка 2 процентов, но, тем не менее, снижения. А в третьем и четвертом квартале я ожидаю начало стабилизации и роста российской экономики. По итогам третьего квартала этого года я ожидаю 1,5 процента роста, по итогам четвертого - 3 процента роста. По году у меня получается, что, в общем, экономика не вырастет. Темпы роста останутся около нулевой отметки.

Иван Трефилов: С тем, что экономический рост в России может возобновиться уже во второй половине нынешнего года, согласны и другие экономисты. В чем причина такого оптимизма? Владимир Тихомиров продолжает:

Владимир Тихомиров: Есть ряд факторов. Есть факторы исторического характера, когда мы сравниваем с предыдущими кризисами и смотрим, как долго продолжалась стадия такого резкого снижения объемов до момента стабилизации уже на более низких уровнях. Есть факторы объективного характера, то есть мы видим уже предпринятые меры, которые были направлены на стабилизацию как российской экономики, так и глобальной. Они пока еще не оказали своего полного воздействия. Мы ожидаем, что именно в течение нескольких месяцев их воздействие начнет ощущаться. Третий фактор, на который мы рассчитываем, это то, что будут предприняты еще дополнительные меры - это такие как, скажем, гарантирование со стороны правительства займов для реального сектора экономики, по крайней мере, для крупнейших компаний для того, чтобы поток кредита из банковского сектора в реальный сектор экономики, наконец, стал идти.

Иван Трефилов: Некоторые эксперты считают, что дополнительную поддержку национальной экономике может оказать и проведенная Центральным банком девальвация рубля. Они предполагают, что результатом этого станет процесс импортозамещения, так поддержавший российских товаропроизводителей после кризиса 1998 года. Однако директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев в этом сомневается:

Игорь Николаев: Девальвацию можно проводить по-разному. Если вспомнить тот же 1998 год, когда сразу была проведена эта резкая девальвация, у государства просто не было денег, чтобы проводить плавную девальвацию. Тогда и стимулов больше не было уходить в валюту. Сейчас, несмотря на то, что рубль уже девальвирован более чем на 40 процентов, к сожалению, стимул ухода в доллары продолжает оставаться. В таких условиях, когда продолжает существовать стимул ухода в доллары, ухода в валюту, у нас, собственно говоря, этот эффект, этот стимул как бы перебивает стимул, который может быть появился бы из-за того, что отечественные товары стали относительно более конкурентоспособными и заценены. Уже по этому обстоятельству девальвация здесь не является благом.

Иван Трефилов: Старший экономист финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров не столь категоричен. Он считает, что в целом девальвация рубля не окажет заметного влияния на динамику экономического роста.

Владимир Тихомиров: С одной стороны, кажется, что более слабый рубль оказывает поддержку российским производителям. В определенных сегментах это можно, действительно, увидеть, в том числе за счет того, что просто в силу слабого рубля падает способность населения потреблять в тех же объемах, скажем, импортные товары. Естественно, население начинает переключаться на более дешевые товары, которые часто бывают товарами местного производства. Но, с другой стороны, у меня есть большие опасения, что достаточно резкая девальвация, которая произошла, привела к тому, что был создан достаточно сильный инфляционный фон в экономике за счет удорожания импорта - не только импорта прямого, но и импорта опосредованного, то есть многие товары, которые производятся в России, они имеют в своей цене определенные импортируемые компоненты. Соответственно, это приведет к росту цен на товары российского производства. Поэтому этот инфляционный эффект он, конечно, будет придавливать экономический рост на этапе стабилизации выхода экономики из кризиса. Поэтому в целом я ожидаю, что позитивные моменты девальвации рубля, а именно: поддержка российских производителей, они могут быть в значительной мере нивелированы инфляционным эффектом от слабого рубля. В целом, я думаю, что эффект окажется достаточно нейтральным.

Иван Трефилов: Международный валютный фонд также прогнозирует сокращение ВВП России в текущем году, но на 0,7 процента. Однако уже на следующий год экономический рост в стране должен возобновиться. Так считают и эксперты МВФ, и чиновники российского правительства.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG