Ссылки для упрощенного доступа

Жить можно, даже если рельсы не воровать


Ольга Романова
Ольга Романова
Милиционеры из УВД Южного округа Москвы выбросили на помойку уголовные дела и компьютеры – видимо, вся эта дребедень мешала их основной работе. Мусорные контейнеры обнаружил следователь Грязнов, пытаясь изъять документы по "делу Чичваркина" , по которому в СИЗО уже сидят сотрудники "Евросети" Левин, Ермилов, Цверкунов и Каторгин. Как написал по этому поводу жж-блоггер marik5, "следователь Грязнов ищет на помойках улики против обвиняемого Каторгина – баснописцы отдыхают".

Московские милиционеры, видимо, люди состоятельные, и ненужные им вещи они просто выбрасывают. Не таков начальник Сегежского городского отдела милиции (это в Карелии). В тот же день, когда следователь нашел милицейскую помойку в Москве, стало известно, что полковник милиции из Карелии украл и продал 20 тонн улик (это были рельсы). А лейтенант милиции из Екатеринбурга свистнул из вещдоков больше 2-х грамм героина (это, между прочим, "в особо крупном размере").

Если в любом русскоязычном поисковике в любом сочетании набрать слова "милиция+взятка", то быстро обнаружится, что в одни будний день российские СМИ сообщают в среднем о восьми случаях поимки каких-нибудь милиционеров со взяткой. Причем другие случаи нарушения закона милиционерами – как, например, случай в Южном округе Москвы – в подборку не попадут, там ведь не фигурирует слово "взятка". Как не попадет в эту подборку широко известная история с письмом замначальника ГУВД Москвы Александра Иванова ректорам московских вузов с просьбой "рассмотреть вопрос о целесообразности обучения" задержанных на "Марше несогласных" студентов. Генерал-майор милиции по меньшей мере превысил свои полномочия, если не сказать хуже, однако ж никаких оргвыводов не последовало.

В принципе милиционеры должны быть не против разнообразных маршей и митингов. Их по этому поводу неплохо стимулируют материально: с лета прошлого года были введены дополнительные выплаты сотрудникам главных управлений МВД по федеральным округам и милиционерам специальных подразделений – ОМОН и ОМСН. Предусмотрены дополнительные выплаты прежде всего для тех, кто "обеспечивает безопасность массовых мероприятий" – "на демонстрациях, митингах, футбольных матчах, гала-концертах, народных гуляньях". А с прошлого месяца руководители отделов внутренних дел и управлений МВД получают ежемесячные дополнительные выплаты до 40 тыс руб. Жить можно, даже если рельсы не воровать.

Ради развлечения можно заняться нехитрыми подсчетами: сколько каждый работающий житель России официально платит за существование одного российского милиционера. На конец 2008 года число занятых в нашей экономике составляло 70 813 тысяч человек. Деятельностью по обеспечению общественного порядка у нас занимаются 1 062 943 человека (см. официальный сайт Росстата). Стало быть, нас, работающих, без милиционеров получается 69 750 тыс человек. Федеральный бюджет МВД РФ на 2009 год – 447,5 млрд руб (не включая ассигнования на жилье сотрудникам МВД и льготы им же). Получается, что каждый работающий официально платит одному милиционеру около 6,5 тыс рублей в год. Семьдесят миллионов человек платят одному миллиону милиционеров по шесть в половиной тысяч рублей – собственно, за что?

Вот что думают об этом сами граждане. По данным НКО Фонд "Общественный вердикт" (опрос проводился в ноябре прошлого года, с тек пор мало что изменилось) , почти 70% россиян не доверяют милиции, суду и прокуратуре. Жители Москвы наиболее негативно реагируют на просьбу сообщить о своем доверии правоохранительным органам — 78%. В Центральном, Северо-Западном федеральных округах — 72% не доверяют "силовикам", в Сибирском — 70%, Южном — 69%, Уральском — 68%, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах 62 и 61% соответственно.

Впрочем, нашлось исследование и прямо противоположное. Его результаты опубликованы 30 января в газете «Железнодорожник Поволжья» под заголовком "Народ милиции доверяет". Цитата: "Убедительное свидетельство тому – результаты очередного опроса…Отрадный факт: 96,8 процента опрошенных чувствуют себя в безопасности от преступных посягательств...В то же время 3,2 процента респондентов находят уровень общественного порядка неудовлетворительным". Самое смешное в опросе – это кто опрашивал респондентов. Так вот, пассажиров электричек опрашивали сами милиционеры.

* Ольга Романова, журналист, профессор кафедры деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ
XS
SM
MD
LG