Ссылки для упрощенного доступа

Кондолиза Райс вновь призвала Совет Безопасности ООН принять жесткие меры в отношении Ирана


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ян Рунов.



Арслан Саидов : Госсекретарь Кондолиза Райс вновь призвала Совет Безопасности ООН принять жесткие меры в отношении Ирана. Выступая перед журналистами, Райс отметила, что Тегеран пренебрегает требованиями мирового сообщества, продолжая работы по обогащению урана. Еще до прибытия в Тегеран главы МАГАТЭ, иранские власти в очередной раз заявили, что имеют право на ядерные исследования. О перспективах усилий МАГАТЭ в Иране с американским экспертом беседует наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов.



Ян Рунов: На вопрос, появились ли уже какие-либо официальные сообщения о результатах сегодняшних переговоров, вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике Илан Берман ответил.



Илан Берман: Нет, насколько мне известно, хотя результаты вполне предсказуемы. Потому что иранское руководство абсолютно ясно дало понять, что Иран станет ядерной державой, несмотря ни на какие дипломатические усилия ООН, США и МАГАТЭ.



Ян Рунов: Так что вы не ожидаете никакого прогресса от нынешних переговоров?



Илан Берман: Нет. Если учесть, что иранское руководство говорит, а тем более делает, то ясно, что обладание ядерной энергией является важнейшей стратегической целью режима и эта цель будет достигнута, несмотря ни на какое дипломатическое давление со стороны Совета Безопасности.



Ян Рунов: В таком случае, с какими рекомендациями может выступить МАГАТЭ в своём отчете, который должен быть представлен Совету Безопасности до 28 апреля?



Илан Берман: Думаю, что объявленный Ираном успех в обогащении урана станет главной темой обсуждения в Совете Безопасности в конце апреля. Иран спешит поставить мир перед свершившимся фактом превращения Ирана в ядерную державу. Мировое сообщество ставит противоположную задачу - не допустить, чтобы Иран стал ядерной державой, способной создавать ядерное оружие. А Тегеран движется именно в этом направлении. Но Кофи Аннан, а за ним и Эль Барадеи не уверены в том, что надо занять жёсткую позицию в отношении Ирана.


Я полагаю, что руководство ООН и МАГАТЭ, в частности, рекомендуя Совету Безопасности смягчить язык резолюции, не будет возражать против более строгого предупреждения Ирану, что если он не откажется от ядерной программы, последуют экономические санкции или ещё более строгие меры. Теперь такая резолюция гораздо более вероятна, чем неделю назад.



Ян Рунов: Испугается ли Иран экономических санкций?



Илан Берман: И да, и нет. Иран сегодня гораздо менее уязвим экономически благодаря росту стоимости нефти и развитию торговли Ирана с Китаем, Индией и Японией. В то же время у США и их союзников есть довольно действенные рычаги, например, эмбарго на поставки Ирану нефтепродуктов, которые Иран сам не достаточно производит, в частности, бензин. В наших силах осложнить внутреннюю ситуацию в Иране, где вынуждены будут ввести экономию бензина и нефтепродуктов.


Так что, экономические санкции в энергетическом секторе могут стать эффективными. Но проблема в том, что никто не знает, можно ли путём санкций и дипломатического давления замедлить процесс создания в Иране ядерной бомбы. Вот почему в последнее время всё чаще говорят о крайних мерах воздействия на Тегеран, таких, например, как потенциальный военный удар по иранскому ядерному комплексу.



Ян Рунов: Это был Илан Берман, вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике.



XS
SM
MD
LG