Ссылки для упрощенного доступа

Военный обозреватель Виктор Литовкин о новых инициативах ОДКБ


 8 октября 2008 военнослужащие авиабазы «Манас» отправили партию гуманитарного груза пострадавшим в результате недавнего землетрясения на юге Кыргызстана
8 октября 2008 военнослужащие авиабазы «Манас» отправили партию гуманитарного груза пострадавшим в результате недавнего землетрясения на юге Кыргызстана

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие военный обозреватель Виктор Литовкин.
Андрей Шарый: Решение о создании оперативных сил коллективного реагирования совпало, случайно или неслучайно, с решением властей Киргизии отказать США в возможности продолжать сотрудничество на военно-воздушной базе в Магасе, через которую осуществлялось снабжение коалиции международных сил в Афганистане. Подробнее об этой военно-политической ситуации я беседовал с известным московским военным экспертом, обозревателем агентства РИА «Новости» Виктор Литовкин.

Виктор Литовкин: Такая идея существует достаточно давно. Еще в 2001 году было подписано соглашение между четырьмя странами, входящими в организацию Договора о коллективной безопасности о создании центрально-азиатских сил быстрого развертывания. Туда вошли три батальона российских, в первую очередь тех, которые размещены в Таджикистане, на базе 201-й дивизии, три таджикских батальона, казахский батальон и два киргизских батальона. Это 10 танков, около 50 орудий и минометов, 10 самолетов Су-24, которые расположены на авиабазе Кан в Таджикистане, и определенное количество вертолетов. Все эти батальона находятся на своей территории, между ними организовано взаимодействие, в первую очередь на документах, есть штаб и есть командование сил быстрого развертывания, которые находятся в городе Бишкеке. Они регулярно проводят и занятия, и учения. Но самое знаменитое учение последнего времени - это в 2007 году в Чебаркуле, на полигоне, где принимали участие, в том числе, и китайские войска.

Андрей Шарый: В практическом смысле эти силы уже где-то быстро развертывались, они были применены для каких-то практических операций по защите границ или еще что-нибудь подобное?

Виктор Литовкин: Они были созданы, в том числе, и по той причине, что когда в Афганистане победили талибы, они приближались к узбекской границе и чуть было не перешли в наступление на узбекском направлении, президент Каримов обратился к Москве за помощью, и эту помощь не удалось оказать своевременно, то есть быстро и эффективно. После этого даже Узбекистан вышел из ОДКБ, но сейчас он вернулся в эту организацию. Теперь, если возникнет такая ситуация, то вот эти вот 10 батальонов смогут оказать первоначальную помощь на афганской границе. Вот такие же силы быстрого развертывания будут создаваться на западном направлении, куда войдут в первую очередь белорусские и российские батальоны с авиаций, вместе с системами ПВО и системами обеспечения боя, и на южном направлении, куда должны войти армянские и российские части.

Андрей Шарый: Можно ли как-то оценить уровень боеспособности армии южных союзников России, вот центрально-азиатских?

Виктор Литовкин: Оценить армию Узбекистана... Она нигде не принимала такого широкого участия, поэтому говорить сложно. Но армия Казахстана, те батальоны, которые я видел на учениях, они очень высокой мобильности, хорошо вооружены и очень эффективно действуют. Аэромобильные батальоны армии Казахстана неоднократно принимали участие в учениях совместно с американцами, был знаменитый перелет американской авиабазы с территории США на Памир, где они после высадки из самолета принимали участие в учениях, эти учения были оценены высоко не только самими казахами, но и американцами.

Андрей Шарый: Можно ли сейчас уже с уверенностью заявить, что Россия создает новый военный союз на постсоветском пространстве?

Виктор Литовкин: Это не новый военный союз, это все создается в рамках организации Договора о коллективной безопасности. Это достаточно старый военный союз, только просто придается этому союзу большая эффективность, большая действенность и большая мобильность. Кроме сил быстрого развертывания и в рамках ОДКБ создаются миротворческие части. В рамках ОДКБ создается антитеррористический центр, борьба с наркотиками идет и многие другие направления работы есть. Просто время от времени всплывают как бы какие-то эпизоды из этой большой и важной работы, которая не очень видна общественности.

Андрей Шарый: Так случайно совпало, что Киргизстан отказал Соединенным Штатам в продлении аренды своей военной базы? И вы видите связь между этой активизацией военного сотрудничества внутри ОДКБ и вот этим шагом киргизского правительства, еще учитывая, что Киргизия получила большой кредит от России?

Виктор Литовкин: По поводу того, что Киргизия получила большой кредит от России, и это позволило ей отказаться от американской военной базы, в этом я вижу связь. А в том, что активизация военного сотрудничества на просторах СНГ и с американской военной базой в Киргизии - я этой связи не вижу и противопоставления такого тоже не вижу. Я думаю, что просто Киргизия решала чисто коммерческий вопрос. Все восточные люди умеют торговаться, и если им что-то выгодно, они идут на уступки, если что-то невыгодно - не идут на уступки. Военные базы американские есть на территории Таджикистана, и Казахстан готов представить свой аэродром, чтобы американцы перебрасывали свои войска и грузы в Афганистан. Россия ратифицировала договор о временном пребывании иностранных войск на своей территории. Сегодня идет, мягко скажем, торговля между США и странами СНГ в получении выгоды для тех и других в оказании помощи Соединенным Штатам в борьбе с "Аль-Каидой" и террористами в Афганистане.

Андрей Шарый: Ситуация в Афганистане становится все более неприятной для сил международной коалиции и афганского правительства. Талибы контролируют уже около 70 процентов, по некоторым данным, территории страны. Что вам подсказывает интуиция военного эксперта? Может так случиться, что эти новые батальоны ОДКБ будут использованы уже в ближайшее время?

Виктор Литовкин: Это могло бы быть при одном условии: если бы НАТО признало Организацию Договора о коллективной безопасности. Сегодня НАТО эту организацию не признает, НАТО с этой организацией не хочет сотрудничать. Поэтому вот эти силы быстрого развертывания никак не могут принять участие в операции НАТО в Афганистане. Узбекские, таджикские, киргизские, даже казахстанские части могли бы оказать очень большую помощь НАТОвской группировке в борьбе с талибами в Афганистане, особенно в северной части этой страны, где очень много родственных племен.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG