Ссылки для упрощенного доступа

Куда делся бюджет?


Сергей Алексашенко
Сергей Алексашенко

Выступая в прошедшую среду на форуме «Россия 2009», первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что на следующий день правительство рассмотрит откорректированный вариант бюджета на 2009 год. Рассмотрения, как известно, не состоялось, и наша великая страна продолжает жить без бюджета. Вернее, бюджет-то есть, но он не выполняется, и договориться о том, что делать с имеющимся бюджетом, с принятыми и объявленными обязательствами наши власти пока нее смогли.

Напомню, что закон о бюджете на текущий год был принят Государственной думой в двадцатых числах октября прошлого года. Уже тогда большинству неправительственных экспертов было очевидно, что предпосылки, заложенные в этот документ, являлись абсолютно нереалистичными: среднегодовая цена на нефть 95 долларов за баррель, экономический рост 6,5% в год в 2009 году. Тем не менее министр финансов настоял на принятии бюджета в неизменном виде, добавив, правда, в него одну статью, которая позволяла правительству по своему усмотрению перераспределять бюджетные ресурсы между различными статьями – т.е. отменяла последние формы парламентского контроля за бюджетом.

Послушное думское большинство не сильно сопротивлялось оказанному давлению, и бюджет был принят. Следовательно, все бюджетополучатели страны получили сигнал о том, что запланированные расходы будут профинансированы, и начали вести переговоры и заключать контракты. Прокатилась волна утверждений региональных бюджетов, которые строились на тех же макроэкономических предпосылках, и в результате подавляющее большинство из них были утверждены в таком же нереалистичном виде.

Ни падение нефтяных цен ниже отметки 40 долларов за баррель, ни падение промышленности почти на 10% и снижение железнодорожных перевозок на 20% в ноябре не могли поколебать уверенность правительства в том, что накопленные им резервы позволят выдержать кризис и профинансировать бюджетный дефицит в течение нескольких лет. (При утверждении бюджета в Думе министр финансов заявил, что резервного фонда хватит лет на 10-15). Параллельно правительство вело тяжелейшую борьбу с мировым кризисом, которую пыталось выиграть испытанным в предыдущие годы методом – раздачей денег. В итоге к концу прошлого года сумма накопленных и непрофинансированных антикризисных обещаний составила около 7 трлн. рублей (три четверти федерального бюджета на 2009 год), что в полтора раза превышало объем Резервного фонда на конец года. Если же добавить к этому снижение доходов федерального бюджета по отношению к плановым, которое оценивается в этом году в 3,5-4 трлн. рублей, то становилось понятно, что правительство утратило всякий контроль за ростом своих расходных обещаний, а реализация всех этих планов поставит страну на грань макроэкономического коллапса.

Что же имеется на минфиновском столе? 6-6,5 трлн. рублей доходов, плюс подросший до 5 трлн. рублей за счет девальвации рубля Резервный фонд, плюс примерно 1,5 трлн. рублей в Фонде национального благосостояния. Итого – 12-12,5 трлн. рублей.

Этому противостоит 9 трлн. рублей, утвержденных законом в качестве расходов на 2009 год, плюс 6,5 трлн. уже озвученных антикризисных расходов, плюс наверняка последуют дополнения к этим планам в размере, нескольких триллионов рублей (уже озвучены расходы на капитализацию банковской системы в размере 40 млрд. долларов, т.е. 1,4 трлн. рублей, и заявка «Ростехнологий» на 500 млрд. рублей бюджетных ассигнований «на поддержание штанов», плюс, я бы добавил еще как минимум 1-2 трлн. рублей на непредвиденные расходы, которые наверняка возникнут в течение года (самые очевидные – дефициты региональных бюджетов). Итого –18-20 трлн. рублей.

Печальная картина получается: если профинансировать все обещания, то бюджетный дефицит составит 12-13 трлн. рублей (25% ВВП; больше на моей памяти было только в 1991 году, когда в распадающемся СССР дефицит составил около 30% ВВП). Это значит, что уже к середине года не только исчезнут все бюджетные резервы , но и понадобится найти еще порядка 6-7 трлн. рублей.

Получается, что сегодня Минфин должен решать нелегкую задачу об «убегающем тесте» -- как вернуть его в кастрюлю? -- и найти способы, аргументы, силы и упрямство для того, чтобы убедить правительство существенно снизить планку своих желаний поддерживать всех и вся. Догадываясь, каким образом устроен бюджетный процесс в правительстве, я думаю, что пересмотр бюджета может стать перманентным занятием для российского кабинета.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG