Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Мужчина и женщина. Мужской и женский анекдот


Тамара Ляленкова: На сегодняшний день единственная форма городского фольклора – это анекдот. Как уверяет словарь Ожегова, анекдот – это очень маленький рассказа с забавным смешным содержанием и неожиданно острым концом. Значительная часть произведений этого жанра повествует об отношениях между мужчиной и женщиной, точнее сказать – между мужем и женой.


Конечно, надо учитывать специфику, ведь анекдот – это не прямое отражение действительности, а очень сложное переосмысление реальности. Тем не менее, стереотипы в анекдоте крайне устойчивы, поскольку закреплялись десятилетиями. Но, вместе с тем, и неожиданны, если взглянуть на них глазами специалистов.


Мои сегодняшние собеседники – Геннадий Слышкин, автор работы «Гендерная концептосфера современного русского анекдота», и Ольга Фролова, ее работа называется «Стереотипы сексуального поведения в зеркале анекдота о супружеской измене».


О том, насколько само качество мужского и женского юмора сходятся или различаются, я попросила рассказать Геннадия Слышкина, доктора филологических наук из Волгограда.



Геннадий Слышкин: Дело в том, что мужчины ориентированы очень часто на производство такого типа шуток, которые будут потом регулярно воспроизводиться, то есть это более абстрактные шутки, которые впоследствии развиваются в анекдоты. А женская шутка строится на тех же самых механизмах, но при этом она более ситуативна. Поэтому большинство анекдотов реализуют мужскую картину мира.


Практика показывает, что возникает ситуация, особенно часто это бывает за столом, когда начинается жанр так называемой травли. Это совершенно нормальный лингвистический термин – «травля анекдотов». Идет обмен шутками, но на самом деле идет скрытое соревнование, а кто завоюет окружающую публику. В частности, адресатом анекдотов очень часто является женщина.



Тамара Ляленкова: Значительная часть анекдотов построена, так скажем, на юморе «ниже пояса». Именно эта часть пользуется популярностью у мужчин.



Геннадий Слышкин : В закрытом женском общении эти темы воспроизводятся не менее часто. Другое дело, что мужчины имеют социальное право, культурное право воспроизводить их иногда и в женской компании, и это будет восприниматься как элемент жанра ухаживания. Мужчина начинает беседу с дамой с совершенно невинной анекдота, он идет по наклонной плоскости, то есть анекдоты все ниже и ниже опускаются «к поясу», и он очень внимательно смотрит на реакцию. И если это принимается – значит, можно ухаживать дальше, то есть это своего рода сексуальная игра, элемент ухаживания.


Подавляющим большинством действующих лиц анекдота являются мужчины. Женщины появляются в анекдоте как объект осмеяния сравнительно редко. Очень часто женщина фигурирует в анекдоте как объект действия. Самое частотное наименование для мужчины в анекдоте – это «мужик». Причем «мужик» в современном русском языке – это слово, обладающее положительной оценочностью, быть мужиком – это хорошо. А самым частотным обозначением женщины является не «баба» и не «женщина», то есть не нейтральные сравнительно обозначения, а «жена». Прототипная пара действующих лиц для анекдота – это мужик и его жена.


В анекдоте мужчина может обладать признаками национальности, женщина очень редко обладает признаком национальности. «В купе ехали русский, грузин, кучка и женщина…» То есть женщина в данном случае выступает не как представитель определенной национальности, а женщина является национальностью сама по себе.


Женщины как носители профессиональных качеств выступают очень редко. И есть одна профессия, которая всегда закреплена за женщиной, - это учительница. Все остальное, даже продавец, чаще – мужчина.



Тамара Ляленкова: А мне кажется, что есть еще такая вот категория действующих женщин в анекдотах – это проститутки.



Геннадий Слышкин: Не очень частотная группа именно для русского анекдота. Анализ текстов о проститутках показывает, что по сугубо формальным качествам, даже по грамматике видно, что это – анекдоты чаще переводные. Но, с другой стороны, в анекдотах о пьянстве женщины встречаются очень редко, в анекдотах о сексуальных перверсиях чаще встречается приверженность мужчин к мужскому полу, анекдотов о лесбиянках практически нет. То есть женщина – в анекдотах это существо практически свободное от пороков.


Единственная группа анекдотов о больнице, в которой присутствует женщина, - это группа анекдотов о женских врачах, о гинекологии. Поскольку анекдоты о больнице – это очень часто анекдот об издевательствах над пациентом, о том, как пациенту причиняют какую-то боль (хирург отрезает не ту ногу), - мужчина не хочет видеть женщину вот в этом страдающем положении. То есть пока не ту ногу отрезают мужчине, над этим еще как-то можно посмеяться, но если объектом страдающим становится женщина, это уже превращается в трагедию.



Тамара Ляленкова: Можно представить какой-то идеальный анекдотный образ женщины, жены и мужика? Какие они?



Геннадий Слышкин: Средний мужчина – это лицо, приверженное к алкоголизму, стремящееся уйти из дома. И в то же время женщина – это некое существо в бигудях, довольно скупое, довольно скандальное, которое стремится его удержать в этом семейном кругу. Собственно, основная функция женщины в семейных анекдотах – это именно момент удержания. Бегство и удержание. И это – урбанистический образ семьи в русской культуре.



Тамара Ляленкова: Лингвист Ольга Фролова полагает, что в анекдотах все-таки присутствует женский взгляд, во всяком случае, в рассказах о супружеской измене. И именно он соответствует научной точке зрения о том, что женщина в этой ситуации ищет не столько физического, сколько эмоционального разнообразия.



Ольга Фролова: Сексологи и психологи считают, что женщина хочет обновления в эмоциональной сфере, а мужчина хочет именно физиологических новых ощущений, и поэтому природа измены разная. Но анекдот не согласен. По крайней мере, есть две группы. В одной группе заложена мужская точка зрения – это когда «возвращается муж из командировки…» А в другой – женская точка зрения, у них более-менее стереотипное начало – «приходит муж утром…» И в одной и в другом случае измена, но в одном случае акцентируется измена жены, а в другом случае акцентируется измена мужа.


Когда поединок в этом треугольнике, получается, что скорее здесь мужская точка зрения, и здесь женщина более примитивно представлена. А женщина, которая должна реагировать на измену, должна одержать верх (вот это «возвращается муж утром»), - это скорее анекдоты с заложенной точкой зрения. Женщина не получает внимание, не только физиологически, но и эмоционального внимания не получает. В этом смысле вторая группа, когда «возвращается муж утром», как раз точнее отражает научную точку зрения на проблему.


Интересно, что анекдот об измене как-то обходит тему любви вообще. Если это страсть, то на уровне физиологическом. По данным специалистов, которые изучают криминогенную ситуацию, самая большая доля преступлений оказывается в рамках семьи, и страдает как раз женщина. А вот в анекдотах такое жестокое обращение к женщине не показывают. Более того, анекдот так построен часто, что вот эта измена воспринимается почти как норма. Есть такие анекдоты, где этот конфликт снимается. Когда муж приходит к приятелям, и начинают показывать ему квартиру: «Вот это наша кухня, а вот эта вот гостиная, а вот это наша спальня. Вот, видишь, спит моя жена, а рядом, видишь, это – я».



Тамара Ляленкова: Будучи «поймана», женщина, как правило, не чувствует особого смущения.



Ольга Фролова: Женщина меньше смущается в ситуации, когда ее застигают фактически на месте преступления, и муж как раз, хотя он никак не застигнут, чувствует свою вину и как-то пытается неуклюже выкрутиться. Женщина хитрее и увереннее очень часто в анекдотах.


Общее основание и с той, и с другой стороны – усталость от привычных семейных отношений. И, как ни странно, и с той, с другой стороны отражается некоторая особенность сексуального поведения. Потому что опасность делает ощущения более острыми. В этом смысле первая и вторая группа сходятся. Законный статус супруга препятствует успешному исполнению сексуального долга. Незаконный статус делает эти сексуальные отношения более интересными, по крайней мере, для мужчины.


Другое дело, что изменения в нашей жизни – в социальной, в сексуальной – отражаются в анекдоте. В Интернете я нашла текст, что «возвращается жена из командировки, открывает дверь, видит в постели – муж с… любовником». То, что было совсем не периферии, стало выдвигаться. И интересно, что в анекдоте достаточно мало разводов. Вот анекдот почему-то эту тему не осмысляет.


Отражение сексуальных отношений, как мне кажется, основывается на несимметричности общественной оценки измены. Есть такой анекдот, я такой текст нашла. «Муж говорит жене: «Ты представляешь такую ситуацию – я здесь вот с любовницей?» На что она ему отвечает: «А ты представляешь такую ситуацию – вот я с любовником?» Он говорит: «Э, ты не путай ситуацию с б…» В данном случае общество осуждает женщину и очень толерантно относится к мужчине.


Есть еще анекдоты о последствиях супружеской измены – о рождении внебрачных детей. Когда через три месяца после свадьбы жена молодая мужу говорит: «Ты знаешь, мне скоро родить». – «Как скоро родить? Три месяца же прошло после свадьбы!» - «Ну, ты еще посчитай – три месяца до свадьбы. Три умножить на три – как раз девять». Они родила черного младенца. «Как же – черный младенец?» - говорит молодой муж. Она говорит: «А ты помнишь, ты меня вез в роддом, и черная кошка нам дорогу перебежала – вот, видишь, черный младенец». Он приезжает домой к родителям, все это рассказывает, и отец кричит матери: «Слушай, мать, когда ты ехала в роддом, нам осел дорогу не переходил?»


Можно сказать, что анекдоты открывают возможность женщине испытывать сексуальное влечение, а не только эмоциональное влечение, и в этом оба партнера уравнены. А во-вторых, и женщина тоже наделена полигамностью – это очень часто тоже мыслится как норма. Это делает их направленными.


XS
SM
MD
LG