Ссылки для упрощенного доступа

Роспотребнадзор намерен проверить качество минеральной воды "Боржоми"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Георгий Кобаладзе, Лада Леденева.



Андрей Шарый: Грузинские политики расценивают как провокацию заявление главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко о том, что Роспотребнадзор намерен серьезно и целенаправленно проверить качество минеральной воды "Боржоми". По словам Онищенко, проверки в московских магазинах выявили несоответствие минеральной воды "Боржоми" заявленным качествам. Председатель комитета по международным связям парламента Грузии Котэ Габашвили расценивает "претензии Роспотребнадзора к "Боржоми" как ксенофобию". А премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели отмечал, что ожидает от России запрета на ввоз грузинских минеральных вод, такого же, как запрет на ввоз грузинских вин, введенный в конце марта. При этом, считает Ногаидели, экономикой тут и не пахнет: "Если запретят еще и "Боржоми", это будет политическое решение, не имеющее ничего общего с экономикой".



Георгий Кобаладзе, Тбилиси: В понедельник официальные представители компании "Боржоми" вылетели в Москву для встречи со своими российскими партнерами, то есть дистрибьюторами "Боржоми". В десятках российских регионов у "Боржоми" есть свои представительства, заключены долгосрочные контракты с самыми крупными торговыми сетями, которые могут понести значительные убытки.


Накануне представители "Боржоми" встречались с послом Российской Федерации в Грузии Владимиром Чхеквишвили, который лишь обещал содействовать в проведении экспертизы в соответствии с российским законодательством. По данным из головного офиса "Боржоми", никаких официальных уведомлений о запрете на импорт в Россию минеральных напитков из Грузии пока не поступало. Более того, проверки коснулись лишь одной из партий "Боржоми" и есть подозрения, что как раз эта партия была сфальсифицирована на территории самой России. В целом же минеральный напиток по сей день свободно продается в разных российских городах и экспортные потоки не приостановлены.


В отличие от вин, 80 процентов которых экспортируется именно в Россию, лишь 50 процентов грузинских минеральных вод вывозится в Российскую Федерацию, а некоторые компании, производящие не менее известные чем "Боржоми" минеральные воды, вообще не ориентированы на российский рынок. Например, "Набеглави" в Грузии, можно сказать, в последнее время даже более популярна, чем "Боржоми". Тем не менее, один из основателей "Набеглави", ныне министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили заявил, что намерен бороться за сохранение доброго имени "Боржоми", в том числе в России.



Михаил Свимонишвили: Я совершенно исключаю возможность отравления человека напитком "Боржоми". Я очень хорошо знаю это производство, могу с полным основанием сказать, что не только на территории бывшего Советского Союза, но и вообще в мире "Боржоми" - одно из самых лучших производств в технологическом смысле. Если даже сравнить производство "Боржоми" с лучшими производствами минеральных вод в Европе и в мире, то "Боржоми" ни в одном отношении не уступает.



Георгий Кобаладзе: Руководство компании "Боржоми" все-таки начинает предварительные консультации с другими странами СНГ для перенаправления экспортных потоков. В первую очередь речь идет о Казахстане и Украине, где "Боржоми" владеет компанией по производству минеральной воды. В то же время источник в компании назвал абсолютно не соответствующими действительности слухи о том, что теневым владельцем "Боржоми" якобы является известный бизнесмен Борис Березовский. Государственный министр по экономическим и структурным реформам Каха Бендукидзе считает, что прекращение экспорта в Россию грузинских вин и минеральных вод, в конечном счете, в долгосрочной перспективе принесет пользу.



Каха Бендукидзе: Даже если взять наихудший сценарий, то рост валового внутреннего продукта Грузии уменьшиться лишь на 0,7 процента. В конце концов, наши бизнесмены должны понять, что бесперспективно ориентироваться только на российский рынок, они должны работать и в других странах. В этом году доходы бизнесменов уменьшатся, да и только, крестьяне не пострадают. Но зато в последующем, после освоения новых рынков, эти производства крепко встанут на ноги.



Георгий Кобаладзе: Одновременно в Грузии вновь заговорили о масштабной фальсификации "Боржоми", но специфика этой проблемы состоит в том, что фальсификация в основном происходит на территории России. То есть, даже если импорт "Боржоми" в Россию будет запрещен, количество бутылок "Боржоми" на российских прилавках не уменьшится, но к Грузии и Боржомскому ущелью этот напиток уже не будет иметь никакого отношения.



Андрей Шарый: Большинство российских маркетологов полагают, что в случае запрета на импорт "Боржоми" место этой минеральной воды могут занять продукты, имеющие схожую принадлежность к определенному источнику: "Нарзан", "Ессентуки", "Архыз" или "Новотерская".


Как обстоит ситуация с подлинностью этих напитков? Вот что говорит генеральный директор закрытого акционерного общества "Кавминводы" по розливу минеральной воды "Новотерская целебная" (это один из трех крупнейших заводов региона), президент Ассоциации производителей минеральных вод региона Кавказских минеральных вод Николай Лобач. С ним беседовала Лада Леденева.



Лада Леденева: Насколько я помню, несколько лет назад проблема подделок минеральной воды, производимой в регионе Кавказских минеральных вод, стояла довольно остро. Насколько этот вопрос актуален сейчас?



Николай Лобач: Насколько остро стоит вопрос о подделке минеральных вод? С обсуждением мы опоздали лет на 8-10. Да, действительно, сегодня многие экономисты, политики заявляют о том, что в регионе Кавказских минеральных вод немыслимое количество подделок, что абсолютно не соответствует действительности. За последние годы в регионе Кавказских минеральных вод очень вырос объем производства минеральных вод, только в 2005 году все заводы и цеха розлива, а их 54, разлили 304,5 миллиона литров минеральной воды. То есть, вы видите, какой это большой объем производства и какие большие заводы и цеха. Только наш завод произвел 92 миллиона. И спрятать те объемы подделки, которые декларируются, 60, 70, 80 процентов, некоторые заявляют, не представляется возможным.


Представьте себе, от этого объема 60 или 50, даже 10, 5. Это, во-первых. Во-вторых, создались экономические условия в Российской Федерации, когда в регионе Кавказских минеральных вод это делать экономически невыгодно. По какой причине? Вода - это жидкость, то ли ее брать из водопровода и придумать всяческие технологические процессы или же брать из натуральных источников, где мы обеспечены еще на многие-многие годы вперед. Поэтому лучше взять из источника, сделать правильно воду и отправить в регион под своей маркой.



Лада Леденева: То есть воду из водопровода нужно оплачивать, а минеральная вода из источника поступает бесплатно.



Николай Лобач: Там тоже надо оплачивать и примерно цены где-то одинаковые. Но дело в том, что воду, которая из-под крана, из водопровода, там серьезные затраты на ее обработку, а на природную минеральную воду затраты на обработку поменьше.


Другое дело, что некоторые производители для того, чтобы присосаться, будем говорить, как пиявка к кому-то крупному, пытаются быть похожими. Скажем, несколько лет нас эксплуатировала "Новая ессентукская целебная". То есть они делали абсолютно похожую, натуральную минеральную воду, название схожее. Это обман покупателя на смещение бренда.



Лада Леденева: То есть просто подделывали бренд?



Николай Лобач: Не подделывать, а просто быть похожими. Некоторые женщины хотят быть похожими на Софи Лорен, и они имеют успех. Так вот и некоторые хотят на лидеров быть похожими.



Лада Леденева: Ваш завод производит минеральную воду под названием "Новотерская целебная". Помнится, в продаже была вода под названием "Новотеркская", разница в одной букве.



Николай Лобач: Были случаи, когда производили "Новоессентукскую", похожую на "Новотерскую", производилась как "Новотеркская". Это натуральная минеральная вода, со своими свойствами, но она была похожа. Был "Нарзан", небольшое количество, сегодня и это уже пережили и фактически сегодня мы работаем нормально. Поэтому сказать о том, что бедствие в регионе Кавказских минеральных вод, не представляется возможным. Может, кто-то 100-150 бутылок подделает, но это фактически ничего.



Лада Леденева: Какая организация или государственная структура ведет статистику подделок минеральной воды на нашем рынке?



Николай Лобач: У нас недавно было совещание УВД Ставропольского края по вопросу подделки. Они последние 4 года отслеживают всю подделку. Они находили поршневые кольца, находили компакт-диски, но ни одного случая подделки минеральной воды не обнаружено. Более того, мы должны понимать, что минеральная вода, если она подделывается, то она здесь не может продаться, она вывозится в регионы. Если она вывозится в регионы, она проходит ряд постов ГАИ, это масса документов, все это отслеживается. Есть распоряжение губернатора, запрещающее вывозить минеральную воду в цистернах. Это, если прорвется, единичные случаи. Отслеживают собственные службы безопасности, кстати, у них работы стало меньше, структуры, федеральные в том числе, проверяют, сколько взяли минеральной воды, сколько добыто. То есть, чтобы сегодня сделать подделку, для этого недостаточно 5-6 человек в преступной группировки, ради десятка рублей 50 человек сговариваться не будут.



XS
SM
MD
LG