Ссылки для упрощенного доступа

Дисциплина или свобода как основа воспитания


"В прошлом году всю Польшу обошли снятые мобильным телефоном кадры, на которых старшеклассники издеваются над своим учителем английского, например, одевают ему на голову мусорное ведро"
"В прошлом году всю Польшу обошли снятые мобильным телефоном кадры, на которых старшеклассники издеваются над своим учителем английского, например, одевают ему на голову мусорное ведро"

В Польше разгорелась дискуссия о том, как воспитывать детей — стоит ли следовать идеологии освобождения детей от давления взрослых или все же нужно частично вернуться к традиционной школе воспитания, с запретам и шлепками.


Учительница одной из варшавских школ рассказывает, что на уроке одна из ее учениц не хотела отдать однокласснице отнятый несколько минут назад учебник. На просьбу отдать книгу не было реакции, и учительница попыталась отобрать его силой, тогда тринадцатилетняя школьница крикнула: «Отцепись, иначе обвиню тебя в том, что ты хотела использовать меня в сексуальных целях». В прошлом году всю Польшу обошли снятые мобильным телефоном кадры, на которых старшеклассники издеваются над своим учителем английского, например, одевают ему на голову мусорное ведро.


86 процентов учителей признают, что у них есть проблемы с поддержанием дисциплины в классе, прежде всего с тем, чтобы добиться тишины на уроках. Две трети польских детей заявляют, что когда требуют у родителей деньги, то их получают, только 12 процентов подростков помогают родителям в домашних делах. По данным социологических исследований, в семьях с низкими и средними доходами на подростков нередко идет до 80 процентов всех семейных доходов. Родители отказываются, например, от того, чтобы отложить деньги на приобретение более современной стиральной машины в пользу покупки новой модной куртки для своего чада.


Детский психолог Эльжбета Квятковскасчитает, что дети могут себя вести бесконтрольно, если не объяснить с самого начала, что во всем нужно знать меру: «Многие из них просто садятся родителям на шею, а те уступают, нередко думая, что, мол, "меня воспитывали строго, то пусть хотя бы мой ребенок ни в чем себе не отказывает". При этом вокруг море примеров — по телевидению говорят, о "воспитании без стресса" и так далее. Но ведь это только половина правды».


Другая половина правды, по словам психолога, в том, что многие дети, которых воспитывают «без стресса», вырастают неуверенными в себе, у них отсутствует самоконтроль, они полны страхов перед окружающим миром и, по сути, остаются взрослыми детьми. Здесь Эльжбета Квятковска ссылается на исследования американской ученой Дианы Баумринд, которая еще в 1967 году показала, что именно такими могут быть последствия политики «вседозволенности» в воспитании детей.


Между тем ряд специалистов говорят, что в Польше «детей заставляют быть послушными», «навязывают традиционные понятия о роли мужчины и женщины в семье».


«Сама мысль о том, что ребенка нельзя наказать, некоторым кажется шокирующей. Следует обратить внимание на то, что обязанность родителей это не власть над детьми, а забота о них», — заявила год назад Магдалена Срода, в бывшем, посткоммунистическом правительстве уполномоченная по вопросам равного статуса мужчин и женщин.


Кстати, нынешнее правое польское правительство вообще упразднило эту должность. В парламенте минувшего созыва горячей сторонницей Магдалены Сроды была сенатор Мария Лопаткова, которая заявляла, что в семье «не может быть иерархии», а наоборот, что все — в том числе и дети, должны «иметь право принимать жизненно важные для себя решения, выбирать, как жить».


Говорилось о том, что при этом вовсе неважно, в какой семье воспитывается ребенок — полной, неполной или даже в семье, состоящей, например, из двух женщин. Здесь в дискуссию о воспитании детей неожиданно и весомо включились отцы. По данным исследований журнала «Отец», среднестатистический польский папа проводит со своим ребенком около 7 минут в день, а перед телевизором — почти 4 часа. Именно в этом, в недостаточном внимании родителей к своим детям, в увеличении количества разводов и неполных семей часть специалистов видит источник многих проблем с детьми.


Неполные семьи — источник юношеских проблем


Дариуш Цюпала сотрудник журнала «Отец» убежден, что дети, которые воспитываются в неполных семьях, семьях без отца, чаще всего становятся проблемными детьми: «Как оказалось, им потом тяжелее найти работу, девочки из таких семей чаще впадают в депрессии, а мальчики — проявляют агрессию и связываются с преступными группировками». Однако, по словам Цюпалы, даже в полных семьях родители зачастую не интересуются своими детьми и здесь самое распространенное оправдание — работа. Войтэк, водитель автобуса, который работает в две смены, говорит, что когда приходит с работы, то его дочь уже спит: «Не могу же я ее разбудить, чтобы прочитать сказку?! А когда мама утром ведет ее в школу, то сплю я — нужно хорошо отдохнуть, чтобы проработать смену на городском автобусе. Дочь видит утром меня спящим».


Важность воспитания ребенка в полной семье, контактов и общения с ним подтверждает и Агнешка Ледонь — профессиональный педагог из Варшавы: «Для мальчика, который не знает, каким мужчиной должен стать в будущем, это огромная проблема, никто ведь ему не указывает на нормальные способы самовыражения — спорт, соперничество и так далее. Но и у девочек также возникают проблемы: вырастая, они до конца не знают, какого идеала мужчины искать, чтобы он стал партнером на всю жизнь».


Между тем политики правой части политической сцены в большинстве своем заявляют, что являются сторонниками традиционного воспитания детей и подают пример — депутат Сейма, лидер правой Лиги польских семей Роман Гертых читает своим детям не менее 20 минут в день: «Это, признаюсь, пожалуй, моя единственная нерушимая обязанность в доме».


XS
SM
MD
LG