Ссылки для упрощенного доступа

«Путину проще остаться председателем Конституционного суда, чем президентом»


Президент и его окружение пытаются рассмотреть собственные политические горизонты
Президент и его окружение пытаются рассмотреть собственные политические горизонты

Думская фракция «Единая Россия» во вторник высказалась против внесения в Конституцию изменений, позволяющих президенту Владимиру Путину баллотироваться на третий срок. Накануне с инициативой провести референдум о продлении полномочий Путина выступило общественно-политическое движение «Согласие и стабильность» из Северной Осетии.


Глава республики Теймураз Мамсуров назвал эту идею « признаком проявления зрелости гражданского общества в Северной Осетии». Однако «Независимая газета» приводит сегодня мнения федеральных политиков, которые, занимая пропрезидентские позиции, не разделяют энтузиазма североосетинского лидера. Член генсовета «Единой России» Андрей Исаев выразил по этому поводу недумение, напомнив, что президент является противником идеи третьего срока, а Государственная дума его в этом поддерживает.


Директор Института политических исследований и член Общественной палаты Сергей Марков уверен, что за инициативой стоит не что иное, как самопиар ее авторов: «Они хотят быть святее папы Римского, подставляя Путина, против которого в мире после каждой такой инициативы поднимается волна обвинений в желании узурпировать власть».


А политолог Андрей Пионтковский в интервью Радио Свобода назвал это предложение «очередной холуйской выходкой». Однако за критику этой выходки уже пострадали члены организация «Голос Беслана» - стоило им заявить о том, что Путин не должен баллотироваться на третий срок, как «голос Беслана» лишился своего офиса.


- Андрей Андреевич, как вам кажется, случайно ли инициатива о третьем президентском сроке Владимира Путина исходит сегодня из Северной Осетии?


- Мне кажется, речь идет об инерции верноподданичества, о проявлении холуйских чувств, нежели о какой-то целенаправленной и, тем более, организованной из Москвы акции. Гораздо серьезнее мне, например, представляется в контексте всей проблемы третьего срока последнее заявление «Единой России» (на редкость категорическое) что партия будет голосовать против любого изменения Конституции. Единороссы ссылаются на неоднократные заявления президента на этот счет.


Мне ситуация представляется в какой-то степени определившейся: к изменениям в Конституции Путина очень сильно подталкивало окружение. Годы шла очень напряженная борьба на самом верху по этому вопросу. Но, похоже, президенту удалось убедить весь политический истеблишмент, что на третий срок он не пойдет. Даже те, кто был крайне обеспокоен тем, что у Путина появятся наследники, и они потеряют свое положение – даже эти люди как бы смирились с тем фактом, что нужно исходить из модели наследника.


- Как вы думаете, почему Путин не хочет идти на третий срок?


- Потому что он очень неглупый человек. Одно дело «крышевать» Лукашенко, Каримова, Туркменбаши. Но становиться на одну доску с ними в глазах мирового общественного мнения... Владимир Владимирович ведь кроме дружбы с этими товарищами любит иногда пожарить шашлычок где-нибудь на ранчо в Техасе, или прокатиться с ветерком в компании Ширака мимо Елисейского дворца. Решение пойти на третий срок автоматически переводит его в совершенно другую категорию. Это первое.


Второе. Как реалист он не видит особых перспектив своего «третьего воцарения»; его скорее ждет кульминация накопившихся проблем. Посмотрите, например, опубликованный сегодня доклад Российского союза промышленников и предпринимателей. Беспрецедентно жесткий по оценке как экономического, так и политического положения в стране.


И последнее, может быть, самое важное: психологический фактор. Ведь Путин не диктатор по природе. Он же не рвался к власти. Его выбрали известные всем люди - Березовский, Волошин, Юмашев, в острейшей ситуации 1999 года. По своему складу это, скорее, скромный аппаратчик, может быть, авторитарной машины, но отнюдь не диктатор. Совокупность всех этих обстоятельств, по-моему, и определила то, что он решительно не хочет идти на третий срок.


- Каким вы видите политическое будущее Путина? Или он уйдет в бизнес?


- Мы помним, он сказал, что не уйдет в бизнес. Думаю, что как прагматика-реалиста его прежде всего волнует вопрос собственной - и политической, и личной - безопасности. Ведь кто бы ни стал преемником, какие-то бы клятвы он ни подписал, какими бы томами компромата ни был связан - все равно следующее «царствование» будет основываться на критике предыдущего. В чем вообще секрет выбора Путина? Назначенный Ельциным, он «продавался» электорату как анти-Ельцин. Вот следующий президент, безусловно, будет критиковать путинское время как потерянные годы.


- Неужели посмеет?


- В той же [изящной] форме... Путин же никогда не критиковал Ельцина лично, персонально. Ельцин великолепно себя чувствует. Но ведь вся идеология путинизма - вот при Ельцине было плохо, а при Путине, смотрите, как хорошо. Поэтому Путина острейшим образом волнует проблема безопасности. Судя по исходящим с горных кремлевских вершин сигналам, по-моему, он нашел очень элегантное решение этой проблемы - председатель Конституционного суда, например. Фигура гораздо более неприкосновенная, чем даже сам президент в нашей конституционной системе.


- Кто же преемник? Иванов? Медведев?


- Вы задаете слишком сложный вопрос. Но мне представляется, что и Медведев, и Иванов это такие фальшцели для отвлечения. Это не настоящие преемники.


В отличие от Андрея Пионтковского, член Совета по национальной стратегии Марк Урнов не уверен, что в «проблеме-2008» наступила определенность: «Строго говоря, если объявляется референдум, высшая форма волеизъявления народа, он может быть интерпретирован как нечто более высокое, чем Конституция. Сейчас у меня нет никакой уверенности в том, что все заявления президента о том, что он-таки не будет избираться, не изменятся ближе к 2008 году. Думаю, что сейчас у самого президента и у ближайшего окружения нет ясности по поводу того, остается он или не остается, потому что очень много соблазнов к тому, чтобы он остался, рейтинг по-прежнему очень высок, а человек он молодой, энергичный. Когда он может изменить решение? Думаю, что не позднее 2007 года. Если объявляется референдум, то совершенно точно он получает там большинство и продление полномочий».


XS
SM
MD
LG