Ссылки для упрощенного доступа

«Папа не принес изменений, в которых нуждается современный мир»


Бенедикт XVI в первой пасторской поездке по родной Германии
Бенедикт XVI в первой пасторской поездке по родной Германии

Уже целый год католики мира живут со своим новым духовным лидером. О том, оправдались ли их ожидания, связанные с избранием на престол Святого Петра Бенедикта XVI , обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый побеседовал с журналистом и религиоведом Марком Смирновым.



- Складывается впечатление, что папа Ратцингер не такой яркий, как его предшественник Иоанн Павел II. Это отражение натуры нового папы, его понимания своей миссии, или просто стечение обстоятельств?

- Я думаю, что здесь целый комплекс и личных свойств, и, конечно, особого консерватизма, который присущ нынешнему папе. Не зря его даже называют «папа-танк». Определенные тенденции консерватизма, конечно, сейчас нарастают в Римско-католической церкви. Сам папа довольно известный богослов, теоретик, а не администратор церкви. Оказавшись на престоле Святого Петра, он вынужден принимать очень важные решения не только по богословским вопросам, где он специалист, а по политическим, международным. В конце концов, он глава государства Ватикан. А здесь он не проявляет особой активности. Каких-то новых заявлений, скажем, по Ираку, по ситуации с Ираном мы так и не услышали в его пасхальном выступлении.


Долгие годы он выступал как довольно серьезный богослов-теоретик, при этом сторонник такого жесткого, не побоюсь этого слова, даже воинствующего католицизма, который был присущ еще средневековью.


Третий компонент - это то, что папа, как бы приняв линию покойного Иоанна Павла II, тем самым где-то пошел на ревизию Второго Ватиканского собора, который принес церкви так называемое обновление, дух реформ. Постепенно еще при Иоанне Павле Втором, но и уже при новом папе церковь становится более консервативной, отходит от своих экуменических обязательств, которые были декларированы этим собором.


- На ваш взгляд, это связано с осторожностью нового понтифика или его блеклостью и бесцветностью?


- Представьте себе профессора университета, который уверенно себя чувствует на кафедре. Если его сделали главой государства, он будет так же бесцветен. Так что это не вопрос харизмы.


- Есть внешняя сторона жизни церкви, которую можно увидеть по телевизору, можно увидеть на площади Святого Петра в Риме, о ней можно прочитать в газетах. Но есть и ее внутреннее развитие. В этом отношении насколько серьезные надежды возлагаются на нынешнего папу? Способен ли он этим надеждам соответствовать?


- Мнения в церкви разделились. Одни ждали еще большего консерватизма. Думали, что нынешний папа будет таким бронебойным снарядом, который станет жестко все осуждать, всех проклинать, то есть великий инквизитор. И вдруг увидели на самом деле такого безобидного немецкого профессора, одетого в белую сутану.


Другие, наоборот, предполагали, что избрание папы стало определенным компромиссом с либеральным крылом церкви, они ждали каких-то таких либеральных подвижек. Их тоже не произошло. Поэтому сегодня, когда, например, церковь вдруг полномасштабно стала совершать богослужение на латинском языке, от которого отказались 20 и больше лет тому назад, это [выглядит как] свидетельство такого законсервированного состояния. Либеральное крыло Римско-католической церкви, духовенство и епископат, особенно в Латинской Америке, где ждут перемен, немного разочаровано.


- C одной стороны, папа римский наместник Святого Петра, с другой обычный смертный, да еще и политик. Судя по тому, что вы говорите, нынешний папа если не плохой, то, по крайней мере, еще неискушенный политик. Насколько велика возможность, что этого короля будет играть свита? Обострилась или успокоилась борьба в окружении понтифика за этот год?


- Короля действительно играет свита. Папа активно вокруг себя создает определенное окружение. Это было свойственно и Иоанну Павлу II, который, будучи поляком, окружал себя поляками. А нынешний папа приближает немцев и людей, которые разделяют его жестко консервативные взгляды. Так что, я перспектив и каких-то особых надежд на этот понтификат вообще не возлагаю. Я считаю, что он переходный.


Церковь показала, что среди иерархов сегодня нет людей, которые были бы воспитаны уже заранее и готовились к тому, чтобы стать политиками. Они остаются богословами. Ведь современный мир нуждается не в каких-то прописных истинах, которые даже говорятся современным языком, а нуждается в каких-то изменениях. А вот этих изменений нет, и я не предвижу, что они скоро будут.


- Когда папа всходил на престол, он обронил фразу о том, что он всего лишь скромный работник в винограднике Господнем. Понятно, что имя Бенедикт XVI - это верность традициями Бенедикта XV , главным лозунгом которого была борьба против Первой мировой войны. Верно ли полагать, что Бенедикт XVI тоже будет папой-миротворцем?


- Тема миротворчества наиболее удобная. Она самая несложная и бесконфликтная - призывать людей к миру, к решению иранской проблемы, скажем, мирным путем, переговорами. Любой политик или крупный иерарх, собственно, не только католический, но и православный, высказался бы точно так же.


XS
SM
MD
LG