Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Масоны



Владимир Тольц: Сегодня мы поговорим о предмете пресловутом, - но в то же время толком не известном: о масонах. Про них ходят разнообразные слухи. Одни верят, что масоны посвящены в сокровенные оккультные тайны, другие видят в них опасный международный заговор, стремящийся установить свою власть повсюду, третьи вовсе не придают им значения. В поздние брежневские годы ходили слухи, что верхушка партийного руководства - масоны, что масонскую символику можно обнаружить в таких местах, как шапка газеты "Правда".



Ольга Эдельман: Когда я училась в старших классах, как раз вышел фильм про Ленина в Париже, нам в школе велели всем его смотреть. И помню разговоры о том, что в фильм запрятана куча масонских символов, надо внимательно смотреть: какие вывески попадают в кадр, номера домов и прочее.



Владимир Тольц: Ну, к масонской символике мы еще вернемся. Сомнительно, конечно, что члены брежневского Политбюро этим занимались. Тем более, когда имеешь некоторое представление о масонских обрядах.



Ольга Эдельман: А получить такое представление на самом деле не так уж сложно. В архивах полно старинных масонских рукописей, в основном конца 18 - начала 19 века, когда в России масонские ложи существовали вполне легально. Их распространение пресекала Екатерина II после дела Новикова, затем при Павле и Александре I был бурный расцвет, пока в 1822 году не был издан указ о запрещении масонских лож и тайных обществ.



Из ритуала 4-й степени шотландского масонства.


Принятие в Шотландские ученики-товарищи требует четырех комнат, включая в сие число и залу потерянного пути. ... Первая из сих бывает обита просто черною материею ... Вторая же представляет собою мрачную пещеру, во глубине которой видны три грота, пришедшие в развалины. В среднем гроте обретается гробница, на коей лежит человеческий череп и две крестообразно сопряженные кости натуральной величины из серебра … Грот, который по правую сторону, наполнен отверстыми гробами или гробницами, в коих лежат кости и окровавленные покровы. Грот, находящийся по левую сторону, должен быть построен так, чтобы можно было всходить к верху, для достижения того холма, на вершине которого водружена ветвь акации. Путь к сему холму лежит через смертные остатки человечества и через развалины. Оное место освещается таким светом, которого ясность можно по произволению увеличивать и уменьшать, для умножения ужасу сего места.



Владимир Тольц: Ну как, можете себе представить Леонида Ильича Брежнева, или, допустим, Михаила Александровича Суслова, в таком антураже?



Ольга Эдельман: С трудом. Зато мне кажется, что отсюда могла пойти эстетика готических ужастиков, вплоть до диснейлендовских пещер ужаса.



Владимир Тольц: Но давайте лучше займемся историческим масонством, или, как они себя сами именовали, вольными каменщиками. Более позднее ведь продолжало ту же традицию. Заодно станет понятно, зачем были все эти черепа и отверстые гробницы. Оля, расскажите, что это за документы мы сегодня читаем?



Ольга Эдельман: Собственно, их много, довольно однотипных. В ту эпоху - я говорю о конце 18 - начале 19 века - не только у членов лож были рукописные книги, где некоторые тайные понятия заменялись условными значками. Например, слово "ложа" обозначалось прямоугольником. Но выходила масса печатной литературы, ложи размножали типографским способом списки своих членов. У масонов была часть информации не очень тайная, нравоучения, рассуждения о добродетели. И было то, что, считалось, должны знать только посвященные, а остальные - профаны - к этому знанию не допускались. Вот фрагмент из ритуала посвящения, который мы слышали, - это безусловно закрытые сведения. Но время от времени случались утечки. Ведь и само по себе масонство было неоднородно (там было множество течений, толков), и люди разные. Бывало такое, что посвященный масон решал, несмотря на данные клятвы, разгласить секреты. Сегодня мы воспользуемся книгой такого автора. В России она была издана в 1784 году, но написана ранее в Лондоне. Называлась "Масон без маски, или подлинные таинства масонские, изданные со многими подробностями точно и беспристрастно". Автор объявлял, что был посвящен в 3-ю степень, мастера (метера - в тогдашнем написании). Первая степень начальная, ученическая (апрантив), потом - товарищ (компаньон), потом мастер. Классическое английское масонство тремя степенями и ограничивалось.



... Принимаюсь за перо для того токмо, дабы воспрепятствовать умножению столь нелепого общества, каково есть ныне Вольных каменщиков, не имеющих никакой нужды прибегать к таинствам, в такой по крайней мере земле, какова есть Англия и вся почти Северная часть Европы, где предоставлена всем полная и совершенная свобода ко изъяснению мыслей своих и где давно уже не страждет никто за произвольную игру слов, устами его произнесенных. Древние мудрецы имели важную причину сохранять в сердцах своих некоторые истины от очей суеверного и жестокого народа, но в наши времена и в нашем Отечестве имеет ли сия причина место? ... Чего же ради упорствовать масонам, величающимся самыми превосходнейшими добродетелями, каковы суть верность и человеколюбие, в открытии своих таинств, не заключающих в себе ничего более предосудительного, кроме пустых обрядов, кои можно назвать по справедливости ребячеством ...


Слышанные мною в некоторых знаменитых … ложах мнения о судьбе и о разных иных превыспренностях, не разнствуют ничем от мыслей, изображенных во многих писаниях великого Платона и других древних мудрецов, о коих и тысящный вольный каменщик едва ли что ведает; поелику большая часть из их либо ничего не читают, либо читают одне токмо баснословные сочинения и редко обременяют себя собственными размышлениями. ...


Масоны, желая сказать, что они составляют дружеское общество, что отвергают все то, что противно здравому рассудку и что имеет вид баснословия, … что не приемлют никакой небылицы, что поставляют себе за правило не повергать бисера своего пред людьми не знающими цены оному и не просвещенными их светом, делать возможную помощь испытанным в честности, но бедным членам своего общества и быть твердыми и постоянными в делах и мыслях своих, употребляют … столь много трудных иносказательных знаков, что для прямого их разумения необходимо нужно посещать часто и долгое время их ложи ... Выключив из лож все тайнообразия и частное корыстолюбие их председателей … можно оные почесть за изрядные Аглинские клубы, в кои собираются по вечерам всякого рода люди: хлебники, пивовары, сапожники, портные, судьи, купцы, парламентские члены, священники, военачальники и другого состояния люди, пить хороший портер и говорить с совершенною свободою о торговле, о вере, о правительстве, о науках, о художествах, словом о всем том, о чем токмо кто говорить желает. Братство вольных каменщиков будет по-видимому долго еще поддерживаемо легкомыслием молодых членов оного и апологиями старых, в коих, сколь много пушистых слов, столь мало правды обретается. ...



Владимир Тольц: Оля, а вы уверены, что этому разоблачителю тайн следует доверять? Может, это такая организованная дезинформация?



Ольга Эдельман: Не думаю. По ряду причин. Сведения из этой книжки подтверждаются масонскими рукописями. Да и экземпляр книги, которым я пользовалась, - из масонского собрания. Потом, у них была такая наивная конспирация, что это для них было бы слишком сложным ходом. Автор рассказывает об условных знаках, тайных словах, больше всего это похоже на детскую игру. Да и сам он говорит, что на каждом этапе все ждал, когда же ему откроют важные истины - а вместо этого члены ложи с серьезным видом проделывали то, что он называл "ребячеством".



Владимир Тольц: Знаете что, давайте мы обряды посвящения не будем сегодня обсуждать - потому что они неплохо описаны в "Войне и мире", там же Пьер Безухов вступает в масоны. Лучше расскажем о главном предании вольных каменщиков.



Ольга Эдельман: Они возводили основание масонства ко временам, когда библейский царь Соломон строил в Иерусалиме Храм. Главное предание сообщали при посвящении в степень мастера. А обряд обыгрывал, символически повторял эту историю.



Из речи председателя при посвящении в 3-ю масонскую степень - мастера:


Мы собираемся в память Адонирама нашего отца, которому премудрый Соломон некогда поверил смотрение храма, который он строил. Адонирам же, будучи поставлен над сим великим делом, имел под начальством своим многих художников, которых мзда была не равная, и он, дабы не платить апрантивам того, что принадлежало компаньонам, а сим того, что заслуживали метеры, платил всегда апрантивам у столба Иакин к северу, компаньонам у столба Бооз к полудню, а метерам посреди храма. Сребролюбие вооружило троих буйных компаньонов, кои согласилися или выпросить у Адонирама пароль метерский, или его умертвить. Они стали у трех разных дверей храма и каждый из их был вооружен жезлом для исполнения своего заговора. Адонирам, не подозревая никого в злоумышлении противу себя, вошел без опасения в храм, и когда хотел вытти в западные двери, то бывший у оных злодей требовал наглым образом от его метерского пароля и, не получа оного от его, ударил его крепко своим жезлом. … Ударенный Адонирам побежал к полуденным вратам, но увидел и тут другого злодея, который также ударил его жезлом … и поверг на землю, однако Адонирам довольно имел крепости духа и, не сказав пароля, поднялся и побежал к восточным вратам от предстоящей беды, но там третий злодей дал ему сильный удар в голову".



Ольга Эдельман: В этом месте посвящаемого заставляли почувствовать себя Адонирамом: его ударяли символическими молотами, затем валили на пол, закрывали глаза платком, левую руку укладывали вдоль тела, а правую клали на сердце, это опознавательный знак 2-й степени, правую ногу сгибали и клали на левое колено, чтобы вышел треугольник. Затем его трижды обходили, изображая поиски потерянного пароля.



Когда Адонирам был умерщвлен у дверей восточных, то убийцы только о том помышляли, как бы скрыть свое злодеяние от людей и не подвергнуть себя мщению, которое им грозило. Они зарыли тотчас в землю нашего бессчастного отца, ожидая случая, чтобы перенесть его на иное место, и посадили над его местом ветвь акации для распознания. Соломон, увидя, что нет в храме Адонирама, употреблял все средства к сысканию человека, который был ему весьма надобен. В седьмой день после его смерти послал девять метеров, чтобы, разделясь на трое, пошли на три стороны, на восток, на запад и на полдень для лучшего об нем осведомления. Уже они начали ослабевать от своего бесполезного искания, как один из их хотел ухватиться за ветвь акации, чтобы легче сесть. Он с ужасом увидел, что ветвь осталась в его руке и земля, в которой она посажена, показалась вся мягкою и зыбкою, почему подумал, что конечно тут Адонирам схоронен. … Они тотчас начали копать землю, которою он засыпан; но подозревая, что несчастные обстоятельства, в которых находился Адонирам, может быть принудили его выговорить пароль метерский, рассудили между собой, что им делать в таких опасных обстоятельствах и согласилися все пароль переменить, а вместо сего выбрать то слово, которое они первое выговорят при обретении Адонирама. Увидевши его труп, ужаснулися и от страха убежали. … Один из метеров подошел поднять Адонирама и взял его за руку, и когда первые два перста отвалилися от согнития, то он объявил о том … еврейскими словами Мак бенак, то есть тело отстает от костей, сие слово как прежде всех выговоренное приняли они с охотою за метерское. [Примечание автора книги: Сей случай противен всякому виду истины и оной никаким повествованием ни в священном писании, ни в светской истории не подтверждается].


Соломон учинил великолепное погребение обретенному телу Адонирама, которого смерть причинила столь великое опустошение в храме. Он его похоронил со всякою честию и вырезали на его гробнице древнее слово, а над оным две ветви акации, положенные крест на крест.



Ольга Эдельман: Сегодня мы рассказываем вам о сокровенных тайнах масонов, вольных каменщиков. Сами они возводили основание лож ко временам, когда царь Соломон строил храм. Но уже в 18 веке в этом сомневались. Сейчас исследователи считают, что масонство возникло в Англии, первая ложа была учреждена в 1717 году. Однако вольные каменщики, в зависимости от разновидности систем масонства, считали себя продолжателями мистических традиций и Древнего Востока, и ордена тамплиеров, и розенкрейцеров.



Гораздо легче открыть завесу, которая сокрывает тайны масонства, нежели определить время, когда оное началось. Древние масоны, будучи не столько болтливы как нынешние и при том разумнее их, не оказывали себя другим и почитали их профанами. История совсем ничего не упоминает о их начале, и мы не имеем ни летописей, ни других подобных памятников, могущих нас об оном удостоверить. ... Англии приписывают начало масонства. На баснь же походить будет, естьли оное производить от времен Соломоновых. Имя Соломоново, которое есть символическое, ничего по истории не доказывает в пользу масонства ... Некоторые подозревали, будто масонство клонится к возобновлению Соломонова храма, или к возведению паки Стуартова дому на престол аглинский, но мнение их пустое и не утвержденное ни на каком основании разумном. ...



Ольга Эдельман: Масонство, как мы уже говорили, имело различные течения, это были разные организационные системы - английская, шведская, французская. Часть масонов основывалось на христианстве, для всех главным было почитание Бога как Творца. Были ложи, действительно занятые мистическими исканиями, были и более легкомысленные, скорее светские клубы. Что касается символики, то в первую очередь это знаки ремесла каменщиков: циркуль, отвес, мастерок, затем - то, что должно было напоминать об убийстве Адонирама, строителя храма: черепа, кости, гробницы, ветвь акации. Символика самого храма. Все это имело истолкования. Например, Храм Соломонов представлял величие ложи, Пламенные звезды - свет, который путь их освещает, Отвес - равенство, Правило и циркуль благоразумие и осторожность в поступках, Белые перчатки - чистоту нравов, посвящаемым завязывали глаза в знак слепоты человеческой и т.д. Тайными опознавательными словами для первых двух степеней были названия двух столбов храма - Иакин и Бооз, они упоминаются в Библии.



Владимир Тольц: Адонирам тоже упоминается, как начальник над податями и над рабочими, строившими храм. Согласно 3-й Книге Царств, когда после смерти Соломона на престол взошел его сын Ровоам, началась смута, и Адонирам, посланный Ровоамом к бунтующим израильтянам, был забросан камнями и погиб.



Ольга Эдельман: Создатели масонства заимствовали из разных источников. И среди символов было много таких, которыми не только они пользовались: треугольник, Соломонова звезда, солнце и луна, утренняя звезда, пчелы. У каждой степени имелись, опознавательные знаки - жест, слово. Это для того, чтобы незнакомые масоны могли узнать друг друга среди толпы профанов. Например, знаком служил треугольник. Надо было каким-то способом его изобразить: сложить треугольником салфетку, пальцы, описать треугольник рукой, снимая шляпу или беря понюшку табаку. Затем особое рукопожатие, условное положение рук (масоны 1-й степени должны были положить руку под горло, держа треугольником большой и указательный пальцы, 2-й степени - положить на сердце). Наконец, требовалось обменяться секретным словом. Все эти, и многие другие тонкости описывались в наборе вопросов и ответов, которые обязательно твердили на заседаниях ложи.



Вопросы и ответы для Свободных Каменщиков Учеников 1-й степени


Вопрос. Свободный ли вы Каменщик?


Ответ. Все братии товарищи мои меня признают таковым.


В. Почему я могу узнать вас таковым?


О. По моим знакам, по прикосновению, слову и по обрядам ученического моего принятия.


В. Какие суть таинства ваши?


О. Происхождение и учреждение Ордена.


В. Какой есть знак ученический?


О. Шейный знак.


В. Что значит оный?


О. Мой обет, а именно: что лучше дам я себе перерезать шею мою, нежели открыть вверенное мне таинство…


В. Как делается прикосновение?


О. Когда два брата, взяв друг друга за руку, большими пальцами касаются один другого первой сустав указательного перста.


В. Какое слово учеников?


О. Скажите мне первую литеру оного, то я скажу вам другую (сказывают по складам) ...


В К чему нужно ученикам слово сие?


О. К получению входа в ложи наши ...



Владимир Тольц: Да, конспирация так себе. Обратите внимание, что более поздние, действительно хорошо законспирированные политические организации использовали совершенно другой принцип: члены делились на мелкие группы и вне группы не должны были никого знать. Только руководитель группы имел выход на "следующий уровень". Подпольщик не должен знать лишнего.



Ольга Эдельман: У вольных каменщиков - обратная логика, они должны были узнавать друг друга. Между прочим, известен в нашей истории случай, когда эти условные знаки спасли жизнь будущему декабристу Батенькову. В 1814 г. он был изранен в сражении при Монмирале и, теряя сознание, уронил руку на грудь в привычном масонском жесте. Местные масоны вытащили его из груды тел и выходили.



Владимир Тольц: Мы, Оля, говорим о масонских обрядах, - а слушателей наших, наверное, волнует главный вопрос: что насчет политической деятельности. Действительно ли масоны стремились распространить всюду свое влияние, установить власть над миром? В общем-то, конечно, маловероятно.



Ольга Эдельман: Есть еще мнение, что масонство было первым приступом к гражданскому обществу. Они же, помимо задач религиозно-нравственного совершенствования, вели довольно активную благотворительную деятельность.



Владимир Тольц: Тем не менее, вот тексты, которые мы в основном сегодня читали, относятся к началу 80-х годов 18 века, еще до французской революции. Уже вскоре после того, как она разразилась, именно масонов стали обвинять, или подозревать, в том, что они-то ее и организовали. Этот вопрос я хочу обсудить с гостьей нашей студии, филологом, исследователем русско-французских связей Верой Аркадьевной Мильчиной.



Вера Мильчина: Я думаю, что для Франции, можно сказать, один из краеугольных вопросов – кто виноват во Французской революции? Никак нельзя сказать, что масоны готовили Французскую революцию. Был такой герцог Филипп Орлеанский, потом во время революции он стал Филипп Эгалите, его можно характеризовать по-разному. Он был большой кутила и развратник. Он был владелец Пале-Рояля, который за долги продал и там стало главное торжище Парижа. И он же был великий мастер французской масонской ложи. И он участвовал, действительно, во Французской революции, страшно поддерживал, был членом Конвента и в этом Конвенте голосовал за казнь Людовика 16. Вот вопрос: он так способствовал и так горячо принял Французскую революцию, потому что он был масон? Можно сказать так. Можно сказать: потому что он был большой дебошир и развратник. А можно сказать – потому что в нем был торгашеский дух.


Меж тем, что Французскую революцию устроили масоны, эти концепции имеют своих авторов с легкой руки аббата Барюэля, иезуита, который при Директории, после окончания революции выпустил книжку под названием «Памятные записки к истории якобинства», где объяснял, что все якобинцы были масоны. А на самом деле, я думаю, то, что Оля сказала по поводу подготовки гражданского общества, новых форм общества. Собственно говоря, революция готовилась не тем, что ее готовили конкретные люди, которые хотели совершить переворот, а это был переворот изменения умственных структур, общая десакрализация и секуляризация общества. И людям хотелось чего-то, каких-то форм общения помимо тех, которые существовали от века и каких-то форм благотворительности помимо тех, которые существуют в официальной католической церкви. И отсюда одни люди шли по пути католицизма и вступали в конгрегации, ультра-католические организации, а другие вступали в масонские ложи. И вот это все и расшатывало устои и основы, в этом смысле Барюэль прав. Но совсем не потому, что масоны целенаправленно хотели совершить такую Французскую революцию.



Ольга Эдельман: Тут есть еще один интереснейший аспект. Эта идея - тайного могущественного заговора - очень живучая, и не только масонов подозревали. В России она приобретала национальную форму: западный заговор против нас. Когда случилось восстание декабристов, да и пятью годами раньше, после бунта гвардейского Семеновского полка - сразу усмотрели руку международных тайных обществ либералистов. Вера Аркадьевна, были же и еще кандидаты на роль мирового (в тех понятиях общеевропейского) заговора?



Вера Мильчина: Тут я позволю себе сослаться на книжку Мишеля Леруа, она называется «Миф о иезуитах от Беранже до Мишле», тем самым назвали героев, которые претендуют почти в такой же степени на роль источников всяческого зла, как и масоны – это Орден иезуитов. У Ордена иезуитов, как у масонов реальных была реальная история. И они, конечно, в 17 веке вмешивались сильно в политику. Но в 19 веке иезуиты, которых во второй половине 18 века вообще во всех европейских странах запретили и, кстати, только Екатерина Вторая дала им, они у нас существовали в России. К 19 веку они влачили довольно жалкое существование и никак не были такой могущественной организацией, которая как спрут запустила щупальца во все сферы жизни. И чем слабее они были в действительности, тем страшнее расписывали их. Это нас приближает к масонам. Но иногда масонов изображали как иезуитов и иезуитов как масонов. Тут же еще примешивались тамплиеры и, конечно же, евреи.


Всякий автор, иезуиту хотелось показать, что все зло от масонов, но масон ту же самую роль предназначал иезуитам. А качества, которыми их наделяли, были абсолютно аналогичными. Все они, естественно, тайный ордер, глубоко законспирированный, щупальца свои запускает во все сферы жизни и хочет всех подчинить своему мировому господству. И в этом смысле масоны очень сильно могут потускнеть, если мы поставим рядом с ними других претендентов на роль этого самого мирового заговора, и они так же мало годны на нее в реальности, как и масоны.



Владимир Тольц: Но вернемся к масонам. Важно ясно разделить: одно дело - планы и намерения организации в целом, в данном случае масонских лож, их руководителей. Конечно, можно подозревать, что они стремились не только к нравственному совершенствованию и использовали своих адептов, что называется, "втемную". Но есть и обратная сторона: планы и устремления самих членов. Ведь масонские ложи, с их провозглашаемым братством членов, создавали замечательные возможности для личного продвижения. Не внутри ложи, - в обществе, по службе. Это же система неформальных связей между людьми, нечто вроде блата, если угодно. Молодой человек, не очень знатный, с неважными "стартовыми позициями" в ложе мог оказаться среди людей влиятельных, значительных, которые должны были называть его братом. Завязывались полезные знакомства. Скорее уж масоны использовали ложу, чем наоборот.


  • 16x9 Image

    Владимир Тольц

    На РС с 1983 года, с 1995 года редактировал и вел программы «Разница во времени» и «Документы прошлого». С 2014 - постоянный автор РС в Праге. 

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG