Ссылки для упрощенного доступа

Кризис добрался до кабеля


Россияне могут лишиться полюбившегося Discovery из-за падения рубля
Россияне могут лишиться полюбившегося Discovery из-за падения рубля

Ряды российских СМИ, пошатнувшихся под натиском экономического кризиса, пополняют казалось бы финансово благополучные и прибыльные телекомпании.

Российские операторы кабельного телевидения - "Акадо", "Национальные телекоммуникации", "Стрим", "ЭР-Телеком" – один за другим объявляют о проблемах в своём сегменте. В скором времени они могут оставить своих абонентов без зарубежных каналов, если не получат от поставщиков скидок, компенсирующих подорожание валют. Значительную долю самых популярных каналов в пакете операторов составляет зарубежный телеконтент, за который приходится платить в долларах или евро.

По статистике, в прошлом году в России было зарегистрировано 17 с половиной миллионов абонентов платного телевидения. Лидерами по накопленному охвату аудитории стали такие каналы как Discovery, Animal Planet, РБК, ТV 1000, Eurosport, ТДК, МИР, Jetix, "Детский мир". И вот теперь полюбивниеся российскому телезрителю передачи могут стать для него недоступными. О прекращении трансляции некоторых каналов, в частности Discovery, уже заявила группа компаний "Акадо". Сейчас она ведет переговоры с западными поставщиками о предоставлении скидок.

О том, в каком положении оказался крупнейший оператор кабельного телевидения и интернет-провайдер, рассказывает Денис Рычка, пресс-секретарь группы компаний "Акадо".

- В настоящее время с некоторыми каналами сотрудничество строится на взаимоотношениях, когда кабельный оператор оплачивает каналу лицензионные сборы за то, что российский телезритель смотрит этот канал. В частности, только по такой схеме работает в России Discovery. Если нам не удастся договориться с дистрибьютором канала Discovery в России о новых условиях оплаты, которые бы компенсировали удорожание валют, то мы рассматриваем возможность прекращения распространения некоторых каналов Discovery в своей сети. Переговоры сейчас ведутся со всеми западными каналами, с кем-то уже закончены, с кем-то продолжаются, но единственный, с кем никак невозможно договориться, это как раз Discovery. Если не удастся найти компромисс, то мы в соответствии с российским законодательством будем вынуждены предупредить наших абонентов в десятидневный срок о том, что мы меняем канал на какой-либо другой, аналогичный, но другого контент-производителя.

Пойти иным путем – повышением абонентской платы – операторы пока не считают для себя возможным. Денис Рычка объясняет, что в нынешних условиях все участники телекоммуникационного рынка прибегать к этой мере не спешат: "Мы в том числе, потому что кабельный оператор предоставляет еще и интернет-доступ, и доступ к сети телевидения. Соответственно, мы полагаем, что это абсолютно крайняя мера, которая никак не отражает наши интересы с точки зрения бизнеса. Здесь все должны играть в равных условиях. Если мы идем на какие-то расходы, нам бы хотелось какой-то адекватности со стороны наших партнеров, чтобы не перекладывать вот эти убытки на наших абонентов".

Кабельное телевидение в России все последние годы показывало хорошую динамику развития. Россияне готовы были выделять средства из семейного бюджета, чтобы смотреть недоступные в эфире зарубежные телеканалы и избавиться от навязчивой рекламы.
Насколько привык российский зритель к кабельному телевидению и какую роль оно может играть в жизни среднестатистической семьи, рассуждает ведущий научный сотрудник Левада-центра, социолог Наталья Зоркая.

- Известно, что телесмотрение занимает в досуговой деятельности россиян центральное место. И хотя не очень много россиян имеют возможность смотреть зарубежные телеканалы, но все-таки это очень существенная часть. Спутниковое телевидение может смотреть в среднем около 9 процентов российских телезрителей. Понятно, что эта цифра значительно выше в городах и в образованных слоях, для которых чрезвычайно важно иметь разные каналы информации. Значительную долю занимает просмотр новостных каналов. Большой популярностью пользуются также научно-популярные каналы. Исследования показали: среди тех, кто знает о том, что канал Discovery существует, 25 процентов могут его принимать. Лишение их возможности смотреть передачи из той категории, которых на отечественном телевидении стало совсем мало, может стать для них большой утратой.

Российское телевидение - не только кабельное - в целом страдает от кризисных явлений в экономике. Прежде всего, это связано с уменьшением рекламных доходов и нехваткой средств на производство новых программ и сериалов.

Разные аспекты влияния экономического кризиса на российское телевидение прокомментировал для Радио Свобода телевизионный обозреватель газеты "Московский Комсомолец" Александр Мельман.

- Ситуация в связи с кризисом на телевидении постепенно проясняется. Некий негативный тренд обозначился довольно ясно. Если говорить о кабельных сетях, это плохая новость, что, скорее всего, мы больше не увидим такие очень качественные каналы зарубежные, как Animal Planet, исторические и всевозможные специализированные каналы. Потому что их передачи действительно эталон того, каким должно быть телевидение. Настоящая школа не только для телезрителей, которые просто смотрели и получали удовольствие, но и для самих телевизионщиков. Некий знак качества, некая планка, до которой нашим программам подобного рода еще расти и расти.

Другое дело, что, несмотря на широкое развитие кабельного телевидения в городах, все-таки большинство зрителей даже не совсем, наверное, понимают, что это такое. Россия в этом смысле не настолько технически развита. В Москве люди могут смотреть 60, а то и больше каналов благодаря кабельному телевидению, в среднем по России люди смотрят, как правило, восемь всем известных каналов и не более того. Так что кризис кабельного телевидения мало кто заметит.

Что же заметит срелднестатистический телезритель? Например то, что из-за кризиса, по мнению Александра Мельмана, может отложиться долгожданный переход России на цифровое телевидение. Еще эксперт отмечает отсутствие свежей рекламы: "рекламодатели, очевидно, уже по второму или третьему разу перепродают тот залежалый товар, который, казалось бы, они уже должны были продать". "Кроме того, - говорит Александр Мельман, - мы видим многочисленные повторы, это бросается в глаза, когда, например, очень хороший, на мой взгляд, юбилейный вечер Юрия Николаева показали на Первом канале через месяц после того, как мы увидели его тогда, когда у Николаева был юбилей... Мы явно видим, что каналы экономят, они должны протянуть, скажем, до конца телевизионного сезона, поэтому они ставят некий вторичный продукт и, как бы хорош он ни был, все-таки мы уже избалованы новинками, тем более от Первого канала. На других каналах происходит то же самое. На канале ТВ-Центр идет сериал "Апостол", то есть некий бартер, потому что этот сериал прошел, напомню, на Первом канале тоже не так давно... Все выкручиваются как могут. Пока это, может быть, не так сильно раздражает зрителя: у нас люди любят смотреть эти самые повторы. Но надо прямо сказать, что дорогих шоу мы, наверное, не увидим в ближайшее время. Сейчас будут превалировать более дешевые программы, прежде всего, разговорные, когда есть одна или две говорящие головы и, в общем-то, больше ничего...

Кризис, надо сказать, вообще сейчас у нас на телевидении стал некоей новой фишкой. Включишь любую программу, от юмористической до музыкальной, буквально все говорят о кризисе. Если еще недавно мои коллеги говорили, а где же разговоры о кризисе, то теперь хочется бежать от этих разговоров куда подальше, в частности, наверное, на канал "Культура" - смотреть концерт Джона Леннона или "Линию жизни" с поэтом Александром Кушнером. Вот уже хочется спасаться от такого нового кризисного гламура.
XS
SM
MD
LG