Ссылки для упрощенного доступа

Доклад "Human Rights Watch" о положении трудовых мигрантов в России


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.

Александр Гостев: Международная правозащитная организация "Human Rights Watch" представила доклад о положении иностранных трудовых мигрантов в России. По данным Всемирного банка, по числу принимаемых мигрантов Россия занимает второе место после США. Оценки серьезно разнятся. Однако, по мнению аналитиков "Human Rights Watch", можно говорить о том, что собственно трудовые мигранты составляют от 4 до 9 миллионов человек, из них 80 процентов - это выходцы из 9 стран СНГ, у которых с Россией существует безвизовый режим. Над этой темой сегодня работала моя коллега Вероника Боде.

Вероника Боде: В процессе исследования "Human Rights Watch" было опрошено сто сорок шесть трудовых мигрантов, работавших на российских стройках в 2006-2008 годах. Кроме того, исследователи встречались с работодателями, посредниками, представителями государственных органов. Правозащитники серьезно обеспокоены тем, что трудовые мигранты сталкиваются в России с массовыми нарушениями их прав как на работе, так и вне ее. Говорит Джейн Бьюкенан, исследователь отделения "Human Rights Watch" по Европе и Центральной Азии.

Джейн Бьюкенан: Права трудовых мигрантов крайне актуальны в сегодняшней России. В условиях глобального финансового кризиса и ухудшения экономического положения риск эксплуатации и нарушении прав трудовых мигрантов только возрастает. Также в последние несколько месяцев чаще происходят преступления на почве ненависти в отношении иностранцев в России, включая жестокие убийства. Хотя наши исследования не ставили целью изучение такого рода преступления, мы зафиксировали много случаев насилия или угроз насилия в отношении трудовых мигрантов со стороны их работодателей, посредников и милиции. Власти Российской Федерации два года назад предпринимали важные меры для либерализации миграционного законодательства, однако все еще есть серьезные препятствия, чтобы трудовой мигрант мог урегулировать свой миграционный статус. И мер, которые были приняты, еще недостаточно, чтобы оградить мигрантов от серьезных нарушений их прав, как говорит наш доклад.

Вероника Боде: По свидетельству Марии Лисицыной, исследователя отделения "Human Rights Watch", абсолютное большинство мигрантов, с которыми проводились интервью, рассказывали о злоупотреблениях по отношению к ним и о нарушениях их прав.

Мария Лисицына: Мы задокументировали несколько случаев принудительного труда и торговли людей для принудительного труда. Во всех случаях основной механизм удерживания людей было изъятие их паспортов. Без паспорта мигрант рискует быть задержанным милицией, рискует подвергнуться выдворению. Мигранты, естественно, этого боятся. Они вынуждены мириться с тем, что они работают в неудовлетворительных условиях, отсутствия зарплаты, невозможность часто просто выходить за пределы объекта, отсутствующее или неудовлетворительное питание, побои, неприемлемые бытовые условия. Также мы встречались с тем, что работодатели прибегают к физическому насилию, угрожают выдачей властям, и превращают мигрантов в должников с помощью штрафов и вычетов.
Мы хотели бы отметить, что Российская Федерация присоединилась ко многим конвенциям в Международной организации труда и другим документам по правам человека, которые обязывают ее обеспечить трудовые права всем работникам.
Одно из основных нарушений, с которым мы столкнулись, это то, что мигрантов заставляют работать без трудовых договоров. Трудовой договор обязателен для того, чтобы у мигранта сохранялся урегулированный миграционный статус. Одно из самых распространенных нарушений прав мигрантов - это невыплата или очень серьезные задержки в выплате заработной платы. Очень часто люди просто не знают, когда им заплатят, сколько им заплатят, заплатят ли им вообще. Есть самые разные механизмы махинаций, которые используют работодатели. Платят первый месяц, люди верят, остаются, многие месяцы работают, а потом никогда не видят своих заработанных денег.

Вероника Боде: Таковы наблюдения Мария Лисицыной, исследователя организации "Human Rights Watch". Кроме того, отмечается в докладе, многие мигранты рассказали, что их заставляют работать без гарантированных выходных, часто сверхурочно и в ночное время.
Председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина отмечает, что, начиная с 2007 года, мигрантам стало несколько проще устраиваться на работу, так как власть упростила систему регистрации на местах и у правозащитников появилась возможность защищать права тех мигрантов, которые заключают договоры с работодателями.

Светлана Ганнушкина: До этого всякое наше вмешательство привело бы к тому, что человека выслали бы, и мы никак ему не помогли, а только бы лишили его куска хлеба, пусть нелегального, но единственного для него доступного. Но когда мы стали этим заниматься, то мы обнаружили такую систему рабского труда, такую систему нещадной эксплуатации мигрантов, что, конечно, в это во все пришлось вмешаться. К сожалению, это именно массовое нарушение. Это даже признает Федеральная миграционная служба. Прежде всего, это, конечно, в строительстве и других сферах. На фоне этого кризиса происходит, конечно, такое явление как отток трудовых мигрантов из России. Очень многие оказываются в тяжелом положении, потому что они не могут найти средства просто для того, чтобы покинуть Россию, когда они теряют рабочие места.

Вероника Боде: А вот чем объясняет тяжелое положение мигрантов в России Гавхар Джураева, председатель фонда "Таджикистан", руководитель центра "Миграция и закон".

Гавхар Джураева: Громадное количество миграции, которое свалилось на страну, не готовы к приему такого количества, прежде всего. Попытка сдерживания запретительно-ограничительными мерами с оглядкой на международные нормы того же самого статуса беженца. В результате сотни тысяч беженцев оказались вне правового поля. Отношение к беженцам вначале это было как бы боязнь чужаков, которые приехали в страну, потому что они не могли работать, они были нерегулируемы, сама система должны была их наказывать за нелегальное пребывание, она и привела к тому, что до января 2007 года эта ограничительно-запретительная мера распространялась, в том числе и на трудовых мигрантов. Одна из самых либеральных мер была принята в январе 2007 года по отношению к мигрантам. Любой мог приехать особенно из страны с безвизовым режимом, и по самой облегченной в мире схеме получить право на работу и зарегистрироваться. Потом началась паника, связанная с финансовым кризисом. Началось, мы это называем саботажем со стороны работодателей, которые привыкли работать, опираясь на нелегальный труд мигрантов, имея на этом миллиардные барыши.
Это законодательство торпедируется и торпедировалось на самых разных уровнях. Слишком много лоббистов сохранить систему, дающую громадные деньги, то есть нелегальность. Власть разная. Кто-то понимает, что происходит, кто-то не понимает, что происходит. В этих условиях очень важно, чтобы при общественных советах ФМС были созданы центры комплексной помощи трудовым мигрантам, где бы начинала скапливаться информация, что на самом деле происходит с человеком, который приезжает сюда работать, исходя из его интересов, исходя из интересов субъектов миграционного процесса, которые его принимают, чтобы они его не грабили, и он не уезжал бы отсюда врагом. Вот урегулировка этой системы зависит, в том числе, и от поддержки крупных международных фондов, которые помогли бы создать такие центры на территории России.

Вероника Боде: Говорила Гавхар Джураева, председатель фонда "Таджикистан", руководитель центра "Миграция и закон". По мнению правозащитников, российские власти должны принять срочные меры, обеспечивающие соблюдение прав мигрантов в стране. Кроме того, очень важно, на их взгляд, усилить на государственном уровне борьбу с расизмом и ксенофобией.
XS
SM
MD
LG