Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Кинообозрение» с Андреем Загданским. «Молодость без молодости», Фрэнсис Форд Коппола.







Александр Генис: Большой успех фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона», который, получив 13 номинаций на «Оскара», смело может рассчитывать на главную награду в этом кинематографическом состязании, странным образом повлиял на судьбу другой картины, снятой на, я бы сказал, смежную тему. Это фильм Фрэнсиса Копполы «Молодость без молодости». В прошлом году он не произвел ровно никакого впечатления ни на жюри Каннского фестиваля, ни на американских зрителей. Однако тема фантастических манипуляций с возрастом и временем в фильме Дэвида Финчера обострила интерес и к картине Копполы, которая только что начала свою вторую жизнь на ДВД. У ленты, сперва непонятой залом, теперь появились свои горячие поклонники, предрекающие ей судьбу культового фильма.
У микрофона – ведущий нашего «Кинообозрения» Андрей Загданский.



Андрей Загданский: Мне кажется, что если бы картина «Молодост без молодости» была сделана молодым неизвестным режиссером, то фильм стал бы мгновенной сенсацией. Интеллигентность и рафинированность режиссуры, блестящая операторская работа, замечательные актеры, как известные американскому зрителю - Тим Рот и Бруно Ганс - так и неизвестные румынские актеры, новые лица… Фильм снят в Румынии. Но, увы, мир так устроен, что и публика, и критика ждут новых имен, новых открытий. Коппола - классик, и классику зачастую сложнее возбудить аудиторию, чем начинающему талантливому режиссеру. Автор явно не стремится к коммерческому успеху. Фильм настолько интеллектуальный, настолько переполненный философскими сложностями, которые неизбежно транслируются в сложности повествования, что фильм оказывается закрытым для зрителя, наверное. Фильм о сложном. Судите сами. Что происходит в картине? Некто Доминик Матей, профессор языковедения, культурологи, философии…


Александр Генис: То есть это как бы Мирча Элиаде, по книге которого и поставлен фильм. Мирча Элиаде - знаменитый историк религии и, кстати, очень сейчас популярен в России, много книг его издают, такой второй Юнг.

Андрей Загданский: И он автор широкоизвестный в Румынии. Он выходец из Румынии, но он работал и в последние годы жил в Чикаго, в США.

Александр Генис: В Чикагском университете, где он работал вместе с Солом Беллоу.

Андрей Загданский: И разработал свою сравнительную историю религии. Считается, что он вообще основатель этой научной дисциплины. Все это очень важно для фильма, все эти интеллектуальные материи, поскольку все, что мы говорим, имеет непосредственное отношение к фильму и книге, то, что мы видим на экране, есть экранизация идей и концепций, над которыми работал Мирча Элиаде. Итак, Румыния, Пасха, накануне Второй мировой войны. Профессор Доминик Матей идет по улице, и в него попадает молния. На мгновение он отрывается от земли, а потом падет - живой или нет, мы не знаем. В больнице герой приходит в себя и дает понять жестами (говорить он не может), что ему за 70 лет. Врачи считают, что он на самом деле гораздо моложе. Он выглядит моложе после удара молнии, у него вырастают новые зубы, он движется назад в своем биологическом времени. Вот почему название фильма - «Молодость без молодости». Доминик становится предметом тщательного врачебного наблюдения и изучения. Более того, им интересуются нацисты, нацистов интересует абсолютно все, что связано с омоложением, это интересует Гитлера. После того, как Доминик попадает в больницу, ретроспекция знакомит нас с прошлым. Герой работает над фундаментальным трудом, который должен объяснить происхождение языков, религий и всего остального, вплоть до происхождения времени, ибо все начинается с происхождения сознания, считает автор. Герой, вслед за романом, убежден, что концепции прошлого и будущего существуют только в нашем сознании, поэтому все начинается в языке. В следующем эпизоде герой расстается со своей невестой по ее настоянию. Восхитительно красивая и талантливая румынская актриса Александра-Мария Лара. Потому что герой, по ее мнению, ей не принадлежит, он принадлежит своему собственному исследованию. И вот, спустя годы, после войны, уже в 60-е, Доминик, который движется во времени вспять, теперь ему уже под 90, хотя он выглядит на 35-40, сталкивается с молодой женщиной. Новую знакомую зовут Вероника, играет ее та же самая актриса, которая играла его невесту тогда, давно, до Второй мировой войны. Вероника тоже переживает странную, страшную травму, и она начинает говорить с людьми на языке, которого никто не понимает, кроме Доминика. Она говорит на санскрите. Язык, который она никогда не изучала, и почему-то она помнит свою другую, вторую жизнь в Индии, предыдущую жизнь. Полюбив Домника, Вероника начинает не по годам стареть, она движется во времени вперед, очень быстро, но при этом она начинает говорить на более и более древних языках. Он говорит, что еще немного и она заговорит на праязыках, и тогда я закончу работу, которой я посвятил свою жизнь, работу по изучению языка, сознания, религии и времени. Она и есть его мечта, его оживленная история. Однажды он, во имя своего исследования, потерял любовь, он предпочел свой труд судьбе, и эта женщина реализуется в его жизни женщиной, которая говорит на языке его исследования. Я обрисовал вам только основную тему фильма. Рассказать все невозможно. Мне очень хотелось представить слушателям этот фильм, потому что мне бы очень хотелось, чтобы фильм нашел тех, кому он будет по-настоящему интересен, как он был, например, интересен мне. То, что я рассказал, звучит на словах как запутанная история, но если вы смотрите фильм на экране, он гораздо прозрачнее, он лиричен, он таинственен и он захватывает. В нем есть много удовольствия для глаза.

Александр Генис: Этот фильм - один из классических случаев пропущенного кино, кино, которое не успели заметить. Сейчас, когда фильм появился на ДВД, возможно, что у него начнется вторая жизнь.

Андрей Загданский: Я абсолютно в этом убежден, потому что такие картины именно существуют для второй жизни на малом экране, домашнем экране, когда вы можете взять ДВД и посмотреть один раз, другой раз, послушать комментарий и получить удовольствие, как вы получаете от книги, и я торжественно ставлю этот фильм на нашу с вами, Саша, золотую полку кино.

XS
SM
MD
LG