Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Готовится к печати книга писем и статей чешского искусствоведа Йиндржиха Халупецкого


Томаш Гланц
Томаш Гланц

Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы "Время Свободы" - "Сегодняшний факт".
Пражский критик, сотрудник Исследовательского Института Восточной Европы Бременского университета и доцент Карлова университета в Праге Томаш Гланц представил в Москве новый проект памяти чехословацкого искусствоведа Йиндржиха Халупецкого. С конца шестидесятых годов прошлого века Халупецкий занимался каталогизацией и исследованием творчества так называемых "неофициальных московских художников", группы молодых концептуалистов, в число которых входили ставшие всемирно знаменитыми художниками Илья Кабаков, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров. Халупецкому принадлежат первые статьи о неофициальном советском искусстве, опубликованные на Западе. Томаш Гланц готовит к печати новую книгу статей Халупецкого и его писем к русским художникам.

Томаш Гланц: Йиндржих Халупецкий - один из самых выдающихся искусствоведов Чехословакии послевоенного периода, который в 50-е годы не мог работать в официальных структурах сталинской и постсталинской, готвальдовской Чехословакии. Зато в 60-е годы стал одним из самых значимых искусствоведов. Тогда в Чехословакии стали печатать статьи о русском авангарде, которые в самом Советском Союзе читали на чешском. Халупецкий приезжает в Москву, посещает мастерские, неофициальных художников. Он этим искусством очень заинтересовался. Кое-что вызывало его восторг. Ему показалось, что это что-то совершенно уникальное, кое-что вызывало скептическое отношение. Он об этим художниках стал публиковать статьи. Эти статьи стали очень важными для художников, которые, таким образом, впервые в своей жизни получили возможность посмотреть на себя со стороны, тем более, со стороны заграничного искусствоведа с прекрасным европейским образованием, который одновременно устраивал в Москве неформальные лекции в мастерских художников, где рассказывал о современных течениях, об актуальном искусстве, показывал сотни слайдов, которые с этой целью привозил с собой. Это был переломный этап для формирования неофициального советского искусства, когда появился человек, очень знающий, с очень проницательной интуицией. Уже тогда, в конце 60-х годов, предсказал блистательную карьеру Ильи Кабакова, которого считал самым русским и одновременно самым актуальным из всех художников этого круга.
После 1968 года Халупецкий постепенно терял все свои официальные позиции. Когда последний раз приехал в Советский Союз в 1977 году, он приезжал уже не как официальный представитель Союза чехословацких художников, а приезжал как частное лицо, диссидент и пенсионер.

Андрей Шарый: У микрофона Радио Свобода - пражский искусствовед Милена Славицка, исследователь архива Йиндржиха Халупецкого.

Милена Славицка: Йиндржих первый раз поехал в Москву в конце 60-х годов, когда он работал благодаря "Пражской весне" в каких-то официальных структурах Союза художников. Он там встретил какую-то информацию к так называемым неофициальным художникам. Халупецкий не был первым чешским историком искусства, который занимался так называемым неофициальным русским искусством. В 60-е годы здесь было довольно много таких, которые писали про неофициальную русскую сцену. Надо сказать, что, вообще, чешские историки в это время были абсолютно первые, кто вообще это замечали и писали про этих художников. Халупецкий завязал очень интересные связи, работал очень много и посещал очень много мастерских. Это была работа потрясающая, потому что эта сцена была не открыта, это был хаос. Никто не знал, кто есть кто. Они сами между собой не знали. Халупецкий постепенно начал посещать всегда, когда туда приезжал, как минимум 25-30 мастерских. Он постоянно был у Кабакова, Янкилевского, Штейнберга, Виктора Пивоварова, Чукова, Булатова. Даже создал такую как бы группу, которую назвал "Сретенский бульвар", поскольку как бы все имели мастерские приблизительно в этой области Москвы, и начал огромную переписку с этими художниками. Потом он придумал, что он будет постепенно приглашать русских художников в Прагу. Он хотел соединить неофициальную сцену русскую и пражскую. У него даже были какие-то взгляды в Польше и так далее. Он очень уважал русское искусство этого времени. Ему очень нравились русские художники. Он начал приглашать этих русских художников в Прагу, что было очень удивительно. Они действительно приехали. Они здесь жили и ходили по мастерским. Некоторые жили у меня в квартире. Я ему в это время начала с эти помогать.

Андрей Шарый: Гостями рубрики "Сегодняшний факт", которую я готовил вместе с моими коллегами Еленой Фанайловой и Кириллом Кобриным, были пражские слависты Томаш Гланц и Милена Славицка. Готовится к печати книга писем и статей чешского искусствоведа Йиндожиха Халупецкого.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG