Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Уолл-стрит отзывается рекордным падением на очередной план спасения финансовой системы. Профессия журналиста в России становится все более опасной. Станет ли Майкл Фелпс объектом уголовного преследования?


Юрий Жигалкин: Уолл-стрит отзывается рекордным падением на очередной план спасения финансовой системы. Профессия журналиста в России становится все более опасной. Станет ли Майкл Фелпс объектом уголовного преследования? Таковы некоторые из тем рубрики "Сегодня в Америке".
Министр финансов США обнародовал во вторник план стабилизации финансовой системы. Реакция Уолл-стрит на эту инициативу была неожиданной. Рассказывает Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: В отличие от законопроекта экономического стимулирования, одобренного во вторник сенатом, новый план нацелен на стабилизацию финансового сектора. Глава Минфина Тимоти Гайтнер объяснил, что оба плана - необходимые слагаемые выхода из кризиса.

Тимоти Гайтнер: Вместо того чтобы служить катализатором оздоровления, финансовая система работает против него. В то же время рецессия все сильнее давит на банки. Это опасная динамика, и мы должны ее прервать. Мы должны дать толчок не только созданию новых рабочих мест и частным инвестициям, но и снова открыть поток кредитов бизнесам и семьям.

Аллан Давыдов: Новый план финансовой стабильности состоит из четырех основных пунктов.
Прежде всего, Министерство финансов оценит положение 13 крупнейших финансовых компаний с суммарными активами свыше 100 миллиардов долларов и обеспечит капиталом наиболее нуждающиеся из них. Гайтнер сказал, что на это правительство пока не будет просить у Конгресса дополнительных средств, оставив экспертам простор для догадок.
С целью большей доступности кредитов потребителям и владельцам малого бизнеса Минфин выделит 100 миллиардов долларов стартового капитала на расширение Программы кредитования Федерального резерва, в соответствии с которой инвесторы могут обменивать имеющиеся у них долговые обязательства на ценные бумаги Министерства финансов.
Еще одним шагом станет создание частно-государственного инвестиционного фонда в полтриллиона долларов, который помог бы освободить балансы кредитных учреждений от обесценившихся активов.
Правительство также намерено предпринять новые действия по ликвидации кризиса на рынке жилья. Федеральная резервная системами и Министерство финансов выделят 50 миллиардов долларов на помощь несостоятельным владельцам домов.
Тимоти Гайтнер назвал "недостаточным" принятый в октябре прошлого года администрацией Буша план по спасению экономики стоимостью в 700 миллиардов долларов, половина из которых направлена в помощь финансовым учреждениям. Профессор экономики Гарвардского университета Джеффри Майрон в новом плане видит немного отличий от старого.

Джеффри Майрон: Я бы не назвал этот план явно лучшим. В целом он аналогичен предыдущему. Новый элемент состоит лишь в намерении оценить жизнеспособность банков перед тем, как вливать в них новые средства.

Аллан Давыдов: По признанию министра финансов Тимоти Гайтнера, всеобъемлющая стратегия оздоровления финансовой сферы будет дорогостоящей, рискованной и потребует времени.

Юрий Жигалкин: Отклик трейдеров на новый план стабилизации финансовой системы был быстрым и беспощадным. Еще во время выступления министра финансов курсы акций компаний начали падать. К его завершению инвесторы организовали мини-обвал, основные рыночные индексы упали на четыре с лишним процента, инвесторы голосовали долларом, выводя свои капиталы с фондовой биржи. В чем дело? Как говорят наблюдатели, Уолл-стрит не нашел в идеях нового министра оснований для оптимизма. Говорит американский экономист президент исследовательского общества "Атлас" Эдвард Хаджингс.

Эдвард Хаджингс: Тимоти Гайтнер хочет, образно говоря, залатать дыру в финансовой системе, куда в последние месяцы уже провалились сотни миллиардов долларов, выделенные на ее спасение. Министр обещает избавить банки от обесценившихся активов, которые смертельным грузом висят на многих из них. Он хочет оживить кредитование потребительского рынка. Он хочет предотвратить банкротство несостоятельных владельцев недвижимости. Все это хорошо. Остается непонятным как, за счет чего он намерен это осуществить? Откуда он намерен взять гигантские средства на эти цели? К каким последствиям приведут новые триллионные государственные долги? Какие новые деформации рынка, включая инфляцию, могут вызвать такие вливания денежной массы?

Юрий Жигалкин: Но и это не все. Инвесторы начали терять веру в способность правительства найти верный рецепт решения проблем. И это неверие само становится заметным негативным фактором.

Эдвард Хаджингс: Внушают ли люди, формирующие финансовую стратегию, доверие? Увы, нет. С прошлого лета администрация Буша выбросила на помощь банкам около трехсот миллиардов долларов, при этом она постоянно металась из стороны в сторону, меняя стратегию на каждом повороте. И чего мы добились? Нынешний министр финансов был среди тех людей, кто был причастен к разработке той стратегии. И как прежде, он опять прибегает к знакомому рецепту - мы бросаем новые и новые деньги, а ради чего, непонятно. Рынки осознают, что такой подход, скорее всего, вряд ли что обещает в ближайшее время, а в будущем он породит инфляцию и новые проблемы, отсюда и такая реакция инвесторов.

Юрий Жигалкин: Интересно, что в то время, как американское правительство пытается оживить экономику, обеспечивая американцам доступ к дешевому кредиту, российские власти выбирают другой путь - подъем кредитной ставки ради укрепления рубля. Отчего такой разнобой в методике борьбы с кризисом? Вот что говорит профессор Маршалл Голдман, содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета.

Маршалл Голдман: Это означает, что российское правительство предпочитает стабильность рубля мерам по оживлению экономики и росту занятости. И, на мой взгляд, это может оказаться опасным шагом, чреватым помимо всего прочего политическими потрясениями. Укрепление рубля повлечет дополнительный отток ликвидности из системы, не исключено, что повысится уровень неплатежей, твердый рубль может повлечь очередное закрытие производств, всплеск демонстраций и протестов.

Юрий Жигалкин: Ну, пока наблюдатели с интересом ожидают, как рынки поведут себя, что называется, на свежую голову, в среду.
Через три месяца после выборов победитель в борьбе за кресло в Сенате не может занять полагающееся ему место в стенах Конгресса поскольку все еще не известно, кто получил большее число голосов. Новое решение третейских судей, принятое во вторник гарантирует, что процесс подсчета голосов в Миннесоте затянется еще, по крайней мере, на несколько. Неожиданно напряженная борьба идет между кандидатами в Сенат от Миннесоты, где популярный телевизионный комик-демократ Эл Франкен опережает на двести двадцать пять голосов профессионального политика республиканца Норма Коулмена. Коулмен надеется, что этот невероятный ничтожный перевес может исчезнуть в результате подсчета почти пяти тысяч бюллетеней, высланных по почте и отвергнутых на технических основаниях. Франкен выступает против пересчета этих бюллетеней, настаивая на учете другой порции не принятых по той же причине бюллетеней, где, как он надеется, большинство составляют его сторонники. Третейские судьи приняли третейское решение, позволив пересчитать два десятка бюллетеней. Но за двумя десятками, надеются кандидаты, последуют и несколько тысяч. Иными словами, выборы продолжаются.
Фотография олимпийского героя Майкла Фелпса, затягивающегося марихуаной во время дружеской вечеринки, уже дала повод для заведения восьми уголовных дел, подтвердили во вторник представители шерифа округа Ричлэнд в Южной Каролине, на территории которого и состоялась встреча друзей. В то время, как сам Фелпс стал объектом лишь морального осуждения, в домах семерых участников вечеринки, легко найденных благодаря другим фотографиям, были проведены обыски и обнаружены запасы наркосодержащего растения, что является уголовным преступлением. Семерка была арестована и выпушена до суда под залог. Еще одному человеку предъявлены обвинения в поставке наркотика. Решит ли шериф привлечь к уголовной ответственности самого Фелпса - пока непонятно, хотя кое-кто призывает шерифа это сделать ради самого Фелпса, преподать полезный урок всеобщему любимцу, олимпийскому чемпиону, уже имеющему в биографии сошедшее ему с рук столкновение с законом. Несколько лет назад он был пойман пьяным за рулем.
Американский Комитет зашиты журналистов в своем ежегодном отчете заявляет, что профессия журналиста в России становится все более опасной. С подробностями - Ян Рунов.

Ян Рунов: По данным отчёта, в 2008 году в мире при исполнении своих прямых журналистских обязанностей погиб 41 журналист. Причина смерти ещё 22 журналистов расследуется. Не исключено, что они тоже погибли из-за своей профессиональной деятельности. В прошлом году в тюрьмах разных стран оказались 125 журналистов. В предисловии к отчёту известный американский журналист Карл Бернстайн пишет, что сегодня существует ещё большая угроза свободе прессы, чем лет 20-30 назад, потому что в насаждаемой властями атмосфере страха журналисты вынуждены заниматься самоцензурой и этим ограничивать распространение независимой, правдивой информации.
Мы попросили координатора Комитета защиты журналистов Нину Огнянову рассказать о данных отчёта по России.

Нина Огнянова: В России в прошедшем году журналисты стали жертвами особо жестоких насильственных действий. К сожалению, это стало главным отличием года. Несмотря на клятвенные заверения президента Медведева, что Россия будет страной, где соблюдаются законы, и что нападения на журналистов будут расследоваться, а виновные будут наказаны, эти обещания остались невыполненными. За год двое журналистов были убиты. Смерть ещё двоих сейчас расследуется, но мы подозреваем, что они тоже погибли из-за своей профессиональной деятельности. Помимо тех, кто был убит, многие журналисты подверглись нападениям и избиениям. Большинство таких случаев - в районе Северного Кавказа.

Ян Рунов: А найдены ли и наказаны ли убийцы журналистов, погибших до 2008 года?

Нина Огнянова: Мы упомянули лишь новые преступления, совершённые в прошлом году. Но если взять случаи убийств журналистов за последнее десятилетие, а их не менее 15, то и здесь данное президентом Медведевым через месяц после его инаугурации обещание - найти и наказать преступников - осталось лишь на бумаге. Мы всё ещё ожидаем, что будут, как говорил Медведев, "расследованы до конца и переданы в суд все дела, связанные с покушениями на жизнь и здоровье журналистов, независимо от того, когда они имели место". Хотелось бы, чтобы руководство страны взяло на себя более активную роль в раскрытии всех 15 убийств.

Ян Рунов: Как Россия выглядит на фоне других стран?

Нина Огнянова: Россия занимает третье место в мире среди стран, где быть журналистом опасно. Она уступает места лишь Ираку и Алжиру по количеству убитых журналистов. К сожалению, по числу убийств журналистов и нападений на них, Россия занимает первое место во всём районе Евразии и одно из первых мест в мире.

Ян Рунов: Это была Нина Огнянова, координатор Комитета защиты журналистов.

Юрий Жигалкин: С ней беседовал Ян Рунов. На этом мы завершаем очередной выпуск рубрики "Сегодня в Америке". Всего доброго!
XS
SM
MD
LG