Ссылки для упрощенного доступа

"На пост министра финансов организована системная атака"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.

Кирилл Кобрин: Руководитель Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации Александр Бастрыкин обвинил в организации крупных финансовых хищений государственных средств высокопоставленных сотрудников Министерства финансов. Речь идет о так называемом "деле Сергея Сторчака". Чем вызваны столь громкие разоблачительные заявления Бастрыкина? Корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров побеседовал с директором Института национальной стратегии Станиславом Белковским, адвокатом Владимиром Волковым и писателем Юлией Латыниной.

Карэн Агамиров: Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский усматривает в атаке Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации на Министерство финансов политическую подоплеку…

Станислав Белковский: Борьба за пост министра финансов России идет не один год, и в этой борьбе участвует сразу несколько видных групп влияния. Одна из них связана с именем Игоря Сечина, в прошлом заместителя руководителя администрации президента и шефа канцелярии Путина, а ныне вице-премьера по энергетике и фактически начальника нефтяного комплекса России. Но круг оппонентов Кудрина Сечиным отнюдь не исчерпан. Здесь и руководство Министерства экономического развития, и ряд видных чиновников нынешней администрации президента, в том числе весьма и неформально близких к Дмитрию Медведеву. И сегодня, когда Минфин уже не является твердыней и оплотом путинской стабильности, а становится вновь, как и в 1990-е годы жупелом и ответственным за все финансовые проблемы страны, политическая жертва в лице Алексея Кудрина представляется более чем реальной и возможной. И поэтому на пост министра финансов вновь организована системная атака. Это далеко не первая атака, и, собственно, арест Сергея Сторчака осенью 2007 года был одним из актов драмы, в центре сюжета которой - борьба за Минфин. Эта борьба продолжается.
Ясно, что за почти девять лет пребывания Алексея Кудрина на посту министра финансов в этом тихом омуте завелся не один десяток чертей. Управление финансовыми резервами глубоко непрозрачно, бюджетная политика также далеко не всегда была логична. Можно, безусловно, инкриминировать Алексею Кудрину ряд концептуальных ошибок, которые усугубили нынешнюю ситуацию, и все это ради того, чтобы передать Минфин в более надежные руки, тем более что претендентов на пост министра финансов не один и не два.
В этой борьбе Следственный комитет при Генеральной прокуратуре всегда выступал на стороне оппонентов Алексея Кудрина, минимум, с того момента, как было принято решение об аресте Сергея Сторчака. Кудрин не оставался в долгу, он всячески пытался ослабить аппаратные позиции главы СКП Александра Бастрыкина, в том числе путем проверок и его ведомства, и даже его прежних мест работы. Поэтому борьба продолжается. Это очередной раунд в аппаратной схватке за то, кто будет контролировать тающие и усыхающие, но все еще столь необходимые и государству, и частным финансово-промышленным группам государственные деньги в условиях разрастающегося финансового кризиса.

Карэн Агамиров: Можно ли сделать предварительный вывод, что преемник начал таким путем атаку на предшественника?

Станислав Белковский: Объективные противоречия между преемником Дмитрием Медведевым и предшественником Владимиром Путиным нарастают, независимо от их личных отношений, поскольку путинское правительство, как мы и предупреждали, оказалось вопиюще неэффективным в вопросах экономики и финансов, и Дмитрий Медведев, как президент, несущий конечную, финальную ответственность за состояние дел в стране, не может этого не замечать, на это не реагировать. Оппонентов у Алексея Кудрина - две трети нынешней правящей элиты, начиная с Игоря Алексеевича и его сателлитов, продолжая нынешним руководством Министерства экономического развития и прежним его руководством, в частности, главой "Сбербанка" Германом Грефом, который неформально остается влиятельной фигурой в вопросах формирования экономической политики, это и все те экономисты, которые сегодня находятся в администрации президента или около нее, это и заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, который сегодня очень хочет перехватить посткризисную повестку дня и объявить своим главным врагом Кудрина. Как только у путиномики начались отчетливые системные проблемы, Кудрин - это самое уязвимое звено нынешней машины, и все его враги, конечно, не преминут с ним поквитаться. И сегодня мы видим очередной пик активности противников Алексея Кудрина.

Карэн Агамиров: Подвел черту Станислав Белковский.
Адвокат, а ранее следователь Владимир Волков, хорошо разбирающийся в нюансах подобных дел, задается вопросом...

Владимир Волков: Дадут ли Александру Бастрыкину и его команде довести дело до логического конца, то есть до суда? Потому что печально известное дело Западной группы войск так и окончилось ничем. При выводе оттуда наших войск там ведь все было разворовано до нитки, разворовано было не только генералами, но и соучастниками является администрация первого президента, так называемая Семья. Это дело так и не дошло никуда. Там и государственные секреты были распроданы, и техника была распродана, и даже денежные средства, которые выделили иностранцы на обустройство наших военных городков и на строительство жилья для выводимых оттуда офицеров и прапорщиков тоже были разворованы. И где это дело? Начиная от генерального прокурора Степанкова, затем и Илюшенко, и дальше Устинова - вот у этих господ и надо спрашивать, почему дело не дошло до суда. Была проверка серьезная, в том числе администрации президента и Министерства обороны. Этот документ имеется. Там конкретные фамилии, кто какие миллионы украл, кто какие миллионы перевел в Финляндию, в Швейцарию. Этот документ так и был похоронен. Бывший следователь Борис Исаенко сказал, что когда он вознамерился проверить, а куда же ушли денежные средства, ему запретили этим заниматься, конечно, с ведома генерального прокурора.

Карэн Агамиров: Дело Западной группы войск под сукном лежит. Вы подозреваете, что дело, которое сейчас в отношении Минфина, тоже может так вот заглохнуть?

Владимир Волков: Да, тоже может быть. Но тогда всякое доверие наши руководители потеряют у народа, потому что офицеры, с которыми я до сих пор дружу, до сих помнят и плюются.

Карэн Агамиров: Предупреждает Владимир Волков.
Писатель Юлия Латынина призывает не сгущать краски.

Юлия Латынина: Это шум после драки. Сторчака уже выпустили. Говорить что-то надо. Следствие же не может сказать, что все развалилось. Более того, Кудрин укрепил свои позиции в разгар финансового кризиса. Поскольку наши правоохранительные органы, как СПИД - раз заболеешь, то не выздоровеешь, то надо произносить какие-то слова. Если бы это дело не было так политически ангажировано, то есть если бы не было понятно, что история со Сторчаком - это лишь инструмент атаки на Кудрина, то дело было бы чрезвычайно грязное и темное, потому что возмещение чистыми деньгами долгов, которые фирма уплатила в бюджет явно какими-то бумажками, это чрезвычайно сомнительное дело. Бастрыкин все время рассказывает, что эксперты, следствие умозаключили, точно посчитали, и все время у него точно они подсчитывают разные цифры. Сейчас он сказал: 18 миллионов долларов. Но в интервью после того, как Хиштейн обвинил его в наличии бизнеса в Чехии, он заявил "80 миллионов долларов", тоже пославшись на каких-то экспертов. Все-таки, ребята, "следствие ведут Колобки".

Карэн Агамиров: А прогноз ваш в отношении этого дела Минфина?

Юлия Латынина: Сторчаку дадут условно или то, что он отсидел.

Карэн Агамиров: До Кудрина не доберутся?

Юлия Латынина: Слушайте, все уже, поезд ушел, какой Кудрин? Если бы к этим деньгам имел какое-то отношение Путин, неужели, вы думаете, Бастрыкин осмелился бы поднять глазки от земли? Можно многим экспертам пытаться разглядеть у Медведева какие-то признаки самостоятельной политической активности, но атака Бастрыкина, который абсолютно верен силовикам... министр финансов, ну, к этому не относится.

Карэн Агамиров: Настаивает Юлия Латынина.
Над Министерством финансов Российской Федерации - то ли грозовые тучи, то ли небольшие облака.
XS
SM
MD
LG