Ссылки для упрощенного доступа

Игоря Яковенко исключили из Союза журналистов


Игорь Яковенко
Игорь Яковенко

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый.
Кирилл Кобрин: Федеральный совет Союза журналистов России исключил из числа секретарей этой организации одного из ее бывших лидеров Игоря Яковенко. Яковенко обвиняется в невыполнении решения о создании Центра развития средств массовой информации, использовании ресурсов Союза журналистов в пользу частных фирм. Мотивировать это решение мой коллега Андрей Шарый попросил секретаря Союза журналистов и бывшего министра печати России Михаила Федотова.

Михаил Федотов: Это решение принял Федеративный совет Союза журналистов, причем ни одного голоса не было подано против, четыре человека воздержались при голосовании. Причина заключалась в том, что Игорю Александровичу Яковенко, как секретарю Союза, было поручено на 8-м съезде, который был в апреле прошлого года, создать Центр развития СМИ. Для этого ему был выделен целый этаж в нашем здании на Зубовском бульваре, 4. К сожалению, когда мы посмотрели, по документам выходит, что эта работа должна была быть сделана к 15 сентября, а она не была сделана и в конце ноября. А в конце ноября оказалось, что Игорь Александрович нас покинул. Где он находится - мы с тех пор не знаем. Мы только через его доверенное лицо получаем от него заявления сначала на очередной отпуск, а потом на творческий отпуск на два месяца. Когда мы начали смотреть, что же там у нас на третьем этаже происходит, то оказалось, что там находятся просто частные компании, одним из учредителей которых является Игорь Александрович Яковенко: компании ООО "Медиа Софт", ООО "Медиа регионов", Фонд общественной экспертизы и так далее. Все попытки получить финансовые документы этих организаций привели к тому, что эти организации просто уехали, не оставив о себе никаких следов. Когда мы это доложили Федеративному совету, Федеративный совет принял такое решение.
Одновременно с этим Федеративный совет принял решение ввести в состав секретариата двух новых секретарей - это известные журналисты Леонид Никитинский и Ирина Петровская.

Андрей Шарый: Вы обвиняете Яковенко просто в небрежном, скажем так, выполнении своих обязанностей или там есть какие-то финансовые нарушения и есть основания для какого-то юридического преследования Яковенко?

Михаил Федотов: Понимаете, какая штука, мы не можем сказать, есть там финансовые нарушения или нет, потому что нам не показали ни одного финансового документа. На все наши вопросы нам говорили: "Это, пожалуйста, обращайтесь к Яковенко". Мы говорим: "Да, но Яковенко не появляется, его нет". И судя по тем сведениям, которые мы получаем благодаря просто расшифровкам платежек его телефонных переговоров, он находится вне пределов Российской Федерации.

Андрей Шарый: Это правда, Яковенко находится в Праге, и телефон его у нас есть в редакции, с ним регулярно мы общаемся, и он вполне доступен для общения. Я даже могу вас снабдить этими телефонами. Неужели у вас их нет?

Михаил Федотов: Я ему звонил позавчера как раз для того, чтобы узнать, приедет ли он на заседание секретариата, где обсуждался его вопрос. Понимаете, если вам нечего скрывать, пожалуйста, смотрите любые документы.

Андрей Шарый: Получили от него какие-то объяснения или нет?

Михаил Федотов: Нет. Он отказался приезжать на заседание секретариата и на заседание Федеративного совета. На мой вопрос почему, он сказал: "Все вопросы - к Богданову. А я с вами я разговаривать не намерен".

Андрей Шарый: А Богданову вы задаете эти вопросы?

Михаил Федотов: Да, конечно. И то, что я вам рассказываю, это все результат той работы, которая была проделана.

Андрей Шарый: А что вы дальше собираетесь делать, понятно или нет? Как-то ждать объяснений все-таки от Яковенко или подавать в суд? Что будет дальше?

Михаил Федотов: Подавать в суд на своего коллегу мы не собираемся, безусловно, но мы собираемся реализовать решение съезда Союза журналистов, а именно - создать Центр развития СМИ. И эта работа поручена другому секретарю Союза журналистов России, секретарей, слава богу, много. Сравнительно молодой журналист Владимир Касютин - ему поручено заняться созданием этого самого Центра развития СМИ. Вся работа этого центра должна быть прозрачной, понимаете, эффективной и прозрачной. А когда она прозрачная, ничего скрывать не надо.

Кирилл Кобрин: Мой коллега Андрей Шарый поговорил и с самим Игорем Яковенко, который считает причиной конфликта в руководстве Союза журналистов разные взгляды его членов на проблему сотрудничества с нынешней российской властью.

Игорь Яковенко: Впервые за 11 лет своей работы в Союзе журналистов России я ушел в отпуск. До этого у меня не было ни отпуска, ни выходных. Именно в это время люди решили, воспользовавшись тем, что меня нет, сначала якобы проверить мою работу, ну, а потом и уволить меня с оной. Теперь содержательная сторона. В основе всей этой истории лежит фундаментальные разногласия между двумя позициями по поводу того, что такое союз и его место в стране. Первая позиция - Богданова и других людей, которые сегодня возглавляют союз, была объявлена на восьмом съезде, это позиция встраивания союза во власть и переход союза на позиции обслуживания власти. Это было заявлено в докладе Богданова на съезде, где он много раз говорил о том, как он любит президента Медведева, президента Путина, как он любит власть, и публично обозначил одну из задач союза - встроиться во власть. Другая позиция - моя, это позиция независимой организации, которая не зависит от власти, которая зависит от журналистов и средств массовой информации, должна оказывать им конкретные, осязаемые услуги. Позиция большинства руководства союза очень сильно дрейфовала в сторону обслуживания власти. Апофеозом этой позиции стало выступление и поддержка, и, я бы сказал так, адвокатская защита правительственного доклада о правах человека, который был представлен Организацией Объединенных Наций. Это были минуты позора для Союза журналистов России. Позиция вызвала возмущение правозащитного и значительной части журналистского сообщества, что в России полный порядок со свободой слова, с правами человека и так далее.

Андрей Шарый: То, что касается конкретных обвинений в ваш адрес...

Игорь Яковенко: Получается так, что я дал сам себе. Программу развития Союза журналистов России от первой до последней буквы писал я. Центр этот был создан, он работает. Для того, чтобы реализовать эти программы, и их довольно много, для этого, конечно, нужны деньги, и деньги в союзе мы не брали, ни копейки. Там работали люди, несколько десятков человек, которые на реализацию программ Союза журналистов России, на обучение, на создание системы медиаизмерений, которые фактически производят сейчас революцию в медийном рынке, то есть очень много разных программ... на это надо зарабатывать деньги. Создаются организации. Работа их абсолютно прозрачна. Вот это все людей, которые сегодня возглавляют союз, совершенно не интересует. Центр развития СМИ и гражданского общества создан, он продолжает действовать, но, к сожалению, та инквизиторская истерика, которая была устроена с моим отъездом, она вынудила нас уехать. Потому что мне звонили каждый день буквально люди, мои сотрудники, и говорили, что их обыскивают при входе и выходе, постоянно им говорят о том, что, вот, мы завтра опечатаем помещение. Ну, я, естественно, дал команду: ребята, снимаем офис и съезжаем. Съехали по абсолютно известному адресу, все прозрачно, мы не подпольная организация, которая может раствориться, деться куда-то, неизвестно куда, мы часть гражданского общества, продолжаем работать. Для меня и моих сотрудников ничего абсолютно не изменилось. Практически вся программа, которая утверждена съездом, она нами реализуется.

Андрей Шарый: Федотов не сказал этого напрямую, относительно якобы вашего личного интереса, там есть какие-то вами зарегистрированные фирмы, прозрачные, что есть какой-то коммерческий интерес.

Игорь Яковенко: Естественно. Для того, чтобы реализовать какие-то программы, нужны организации, и эти организации известны. Для исследований создан Фонд общественной экспертизы, это некоммерческая организация. Для того, чтобы обеспечить средства массовой информации лицензионным программным обеспечением, была действительно создана организация под названием "Медиа Софт". Извините, просто иначе невозможно. И более 3000 средств массовой информации России благодарны нам за то, что мы это сделали, мы им позволили сэкономить более 10 миллионов долларов.

Андрей Шарый: А почему бы вам либо не вернуться в Москву, либо, если это невозможно по каким-то причинам, не представить все-таки все документы, не вступить в какой-то нормальный диалог с коллегами?

Игорь Яковенко: Я представил все абсолютно документы, которые необходимы для того, чтобы продолжить работу. Более того, для меня вообще не имеет никакого значения, продолжается эта работа в рамках союза или за его пределами, я не собираюсь ни одну секунду своего времени тратить на выяснение отношений.

Андрей Шарый: Могу я так интерпретировать ваши слова, что вы не собираетесь бороться за свое возвращение в какие-то структуры союза?

Игорь Яковенко: Вне всякого сомнения, я ни секунды не потрачу на то, чтобы вернуться в союз. Это будет работа в рамках Центра развития СМИ и гражданского общества и в рамках тех структур, которые есть - Национальная тиражная служба, Фонд общественной экспертизы и так далее.

XS
SM
MD
LG