Ссылки для упрощенного доступа

Латвия: "надо наказывать тех, кто довел людей до погромов"


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Риге Михаил Бомбин.

Марина Дубовик: Около 200 человек собрались в этот момент перед зданием генеральной прокуратуры Латвии, требуя освобождения участников беспорядков, произошедших в Риге 13 января. С подробностями наш корреспондент Михаил Бомбин.

Михаил Бомбин: "Свободу участникам народного бунта!" – на плакатах собравшихся известная шадровская скульптура "Булыжник – оружие пролетариата". Напомню, что вечером 13 января в Риге на Домской площади состоялся митинг, по завершению которого разогретая речами и явно чем-то еще толпа молодежи стала громить сейм и близлежащие к нему улицы. Сожгли и перевернули несколько полицейских авто, разобрали булыжную мостовую, заодно опустошив небольшой винно-водочный магазин – непременная атрибутика всех революций. Сходу удалось задержать 106 человек. Большую часть отпустили, однако, в отношении 14 из них были начаты дела по статье 225-й уголовного кодекса. Статья "организация массовых беспорядков" предусматривает от 3 до 15 лет лишения свободы. Судьба, точнее, вина остальных бунтовщиков пока выясняется. Премьер Ивар Годманис требует максимально строго наказания. Для расследования беспорядков создана спецгруппа из 15 следователей и трех прокуроров. В то же время согласно опросам, более 60% жителей Латвии если не на стороне арестованных ("сами бы поступили также"), то, во всяком случае, против применения к ним слишком сурового наказания.
Собственно, с этим и пришли к генпрокуратуре участники митинга. Формально заявителем митинга является так называемая "цветочная террористка" Алина Лебедева, ударившая гвоздикой, если помните, в 2001 году наследного принца Чарльза. Ну, а на самом деле организатор акции лидер национал-большевистской организации "Свобода", выдворенный в прошлом году из России Владимир Линдерман.

Владимир Линдерман: Мы считаем, что это совершенно неверно квалифицировать, как погромы, как это делают чиновники и некоторые СМИ. Это был народный бунт, назовем это так, то есть это было политическое событие. Я присутствовал там, видел и могу это подтвердить. И, следовательно, тут необходима и соответствующая политическая оценка, а не только оценивать формальные последствий – разбитые булыжниками стекла или машины. Здесь правительство несет равную долю ответственности с теми, кто принимал участие в этих беспорядках. Если у правительства есть хоть капля ума, конечно, оно должно закрыть эту тему и прекратить вот эти поиски через интернет новых виновных и выпустить тех, кто в настоящий момент в следственном изоляторе, может быть, ограничившись, скажем, административными наказаниями. Вот такова наша позиция.

Михаил Бомбин: А вот мнение одного, просившего не называть его имени, участника митинга и тогдашних событий:

- Я думаю, что не надо наказывать всех людей, которые участвовали в погромах, а надо наказывать тех, кто довел людей до того, что они пошли громить Старую Ригу.

Михаил Бомбин: И это отнюдь не самое радикальное мнение. Один из фигурантов дела свои действия мотивировал необходимостью защищать свободу Латвийского государства.
XS
SM
MD
LG