Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Как президент президенту


Президент Алиев убедил президента Медведева
Президент Алиев убедил президента Медведева
Продолжается скандальная история в связи недавним назначением на должность главы управления Федеральной налоговой службы по Дагестану Владимира Радченко. Впервые этот скандал прокомментировал глава Дагестана Муху Алиев.

Владимира Радченко в начале февраля этого года перевели в Махачкалу из Черкесска. Но в день выхода на работу его не пропустили в здание налоговой инспекции пикетчики. Они требовали, чтобы при назначении на должность руководителя налоговой службы учитывался так называемый принцип национального квотирования, согласно которому ключевые должности в республике закрепляются за представителями определённых национальностей. В частности, предыдущий начальник налоговой службы Дагестана был лезгин. Подробности этой истории в эфире Радио Свобода рассказал корреспондент в Махачкале Тимур Салимов.

6 февраля Владимир Радченко приехал в Махачкалу и даже попал в кабинет исполняющего обязанности начальника управления Магомеда Гусейнова. Произошедшее далее уже стало предметов уголовного расследования. По заявлению Радченко, в кабинет вошли двое и, угрожая пистолетом и выкручивая руки, вывели его из здания и посадили в такси. Якобы в машине похитители под угрозой смерти потребовали от Радченко убраться из республики. На проспекте Шамиля, всего в 500 метрах от здания управления, они вышли из машины и скрылись. В тот же день в Следственном управлении Следственного комитета прокуратуры по Дагестану было возбуждено уголовное дело по статьям "Похищение человека" и "Угроза убийства". А в прессе, со слов адвокатов Радченко, появились сведения о причастности к произошедшему сына президента Дагестана. Гаджимурад Алиев работает заместителем начальника управления Федеральной налоговой службы.

9 февраля работа управления вновь была сорвана пикетчиками. На этот раз национальный вопрос не поднимался. Радченко приехал на работу в сопровождении главы Кизлярского района Сагида Муртузалиева. Однако против них выступил глава Хасавюрта Сагид-паша Умаханов. И Муртузалиева, и Умаханова (оба аварцы) сопровождали вооруженные охранники. До столкновения дело не дошло, но Радченко на работу так и не попал, как и остальные сотрудники управления.

Все это время никто из руководителей республики никак не комментировал происходящее. Все ждали встречи Муху Алиева с Дмитрием Медведевым, которая состоялась 10 февраля. И только в понедельник, 16 февраля, последовало сразу два комментария. Сначала руководитель Следственного комитета прокуратуры России по Дагестану Касумбек Амирбеков сообщил журналистам, что следствие по делу Радченко рассматривает две версии - как о похищении, так и о его инсценировке. Он заявил, что у следствия нет объективных данных о причастности к произошедшему сына президента республики. А вечером того же дня республиканские каналы целиком показали запись выступления Муху Алиева перед несколькими журналистами государственных изданий. Глава Дагестана назвал произошедшее провокацией.

Махачкалинский журналист Сергей Расулов, которого РС попросила прокомментировать эту историю, полагает, что за конфликтной ситуацией вокруг Владимира Радченко стоят различные республиканские политические группировки:

- Принцип национального квотирования по-прежнему действует, и президент республики не раз заявлял, что он старается учитывать сложившиеся традиции. Это ни для кого не секрет. Но применительно к тому скандалу, который разгорелся вокруг налоговой службы, я думаю, что говорить о каком-то национальном вопросе было бы не совсем корректно. Эта тема проходит, скорее, фоном. Эту службу возглавлял до середины ноября прошлого года лезгин Назим Апаев. Как стало известно из выступления президента Муху Алиева, его никто не выдавливал с этой должности. Он сам написал заявление. Более того, он написал заявление об уходе вопреки желанию президента.

Главными действующими лицами в этой истории были аварцы - группа, которая выступала в качестве оппонентов президента и поддерживали кандидатуру Радченко, пытались усадить его в кресло руководителя управления ФНС.

Это политическая группа, которая боролась за президентское кресло еще три года назад, когда в качестве основного конкурента Муху Алиеву выдвигался на пост президента глава республиканского казначейства Сагид-Гусейн Магомедов. Вокруг него была группа политиков. Ее называли "северным альянсом", и в нее входил и мэр Хасавюрта Сагид-Паша Умаханов, и глава Кизлярского района Сагид Муртузалиев. Среди тех, кто поддерживает эту группу, называют и депутата Госдумы Магомеда Гаджиева, и даже миллиардера Сулеймана Керимова. Сейчас "северного альянса" уже не существует. Эта группа распалась. Но, тем не менее, в качестве основной силы, которая добивалась назначения Радченко, называют связку Сагида Муртузалиева Магомеда Гаджиева и Сулеймана Керимова.

Эксперт Государственной думы России Рауф Вердиев считает, что назначение из Москвы главы республиканской налоговой службы отвечает принципам провозглашённой руководством России борьбы с коррупцией:

- Назначение глав фискальных органов, в частности, Федеральной налоговой службы производится сегодня по очень четкой, определенной схеме из федерального центра. В некоторых случаях кандидатура предлагается региональным руководствам, так как обосновывается тем, что человек знает специфику региона.

Федеральное назначение сегодня является наиболее эффективным, потому что таким образом назначенные чиновники более свободны в своих действиях, они более продуктивно работают. Клич, который был брошен президентом - борьба с коррупцией. А это как раз один из приемов в этой борьбе - когда человек назначается из федерального центра.

Скандал вокруг назначения Владимира Радченко имеет политическую подоплёку, считает дагестанский журналист Сергей Расулов:

- Это просто проба сил. Речь идет о том, что началась президентская гонка. Через год заканчивается срок полномочий у Муху Алиева. Последние месяцы по республике ходили слухи о том, что президент может вообще досрочно уйти со своего поста. Понятно, что это то самое время, когда активизируются политические группы, которые готовы бороться за президентское кресло, в том числе и с помощью отстаивания своих кандидатов на каких-то ключевых должностях.

На нынешнем этапе президент Дагестана Муху Алиев поставил точку в этой истории, заявив в телевизионном эфире: "Никакой Радченко здесь работать не будет".

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG