Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Ваши письма. 21 февраля


Письмо из Москвы, пишет моя старая заочная знакомая, одинокая богомольная женщина: «Здравствуйте, Анатолий Иванович. Милости и благословения вам от Господа Бога на многие годы. Вы будете смеяться, Анатолий Иванович, как меня поздней осенью занесло в гости к крутому миллионеру. Уговорили меня на это знакомый лесник, а более - его красавица-супруга. Усадьба миллионера находится в глубине огромного леса в сторону Владимира. Дороги там были, сами знаете, какие, и из деревеньки почти все уехали. Дворец на берегу прекрасного прудА, дорога шикарная теперь, но перерыта для посторонних. Флюиды роскоши я переношу тяжело, но надо было добыть маленько денег на ремонт двери. Мой бедный язык не может выразить красоту этого места, хотелось просто замереть! Не только сам лес, ягодники, а ещё повсюду выглядывавшие головки грибов - так и указывало всё на Божественную щедрость и творчество... Однако супруга миллионера во второй раз вскрыла себе вены, именно поэтому, из-за утраты желания жить, нас с моей красавицей-лесничихой и пригласили: хотели, видимо, понять, почему мы, голь перекатная, не унываем, а постоянно пребываем в светлой радости. В усадьбе большая псарня, у любимой собаки хозяев золотые коронки с бриллиантом. Пса зовут Шуруп, а его подружку Райка. Шурупу бриллиант явно мешает. Сидя в кресле за столом, он украдкой пытался от него избавиться. Миллионер хвалился, что его пёс круче путинского… За обедом я говорила о духовных вещах. Миллионер некоторые понятия воспринимал с явным удивлением. Он даже не знал, что добро – это жалость, стыд и благоговение перед Высшей Ценностью. Я объясняла ему, что помочь оставшимся в деревнях старушкам не есть добро, если это сделано для гордости, а не из сострадания. Особенно понравились ему слова Блаженного Августина: «Ты создал нас, Господи, для общения с Тобой, и не успокоится сердце наше, пока не найдет Тебя!». Мне дали денег на книги, чтобы я сделала им важные выписки. Он, кажется, вознамерился построить небольшой храм. Очень красивые лошади в поместье, нас покатали в коляске, Внешне - Рай!».

Письмо из Москвы: «Жизнь сильно изменилась, и не во всём - к лучшему. Не радует неистребимое стремление наших людей творить себе кумиров. История, даже недавняя, ничему не учит. Грустно. Но грусть бессильна, радикальней - смех. Поэтому посылаю вам мою "Оду Путину". С уважением Леонид Катель».

Из оды господина Кателя прочитаю первую строфу:
Путин, вождь наш дорогой!
Всюду с нами образ твой…
И походочка враскачку,
И любимая собачка.

Мне кажется, если бы Путину вдруг попалась на глаза эта ода, он больше всего рассердился бы на автора за свою собачку, Сказал бы: животное-то здесь при чём? Правителям свойственна такого рода обидчивость. Можно вспомнить, как обиделся Николай Первый на Тараса Шевченко, когда тот нелестно отозвался о его супруге в сатирической поэме «Сон». «Пусть я плохой, но бедная женщина в чём виновата?», - сказал царь и покарал поэта десятью годами солдатчины. Да, десятью годами солдатчины с запрещением писать и рисовать. Дело в том, что у этого царя было развито такое свойство, как рыцарство, объясняют нынешние его поклонники. Среди них – украинский историк Толочко, академик, коммунист. О Тарасе говорит: он плохо был воспитан, этот мужицкий сын, вот и оскорбил женщину. Такие красные есть во всех бывших советских республиках, но больше всего их, конечно, в России. Красному положено быть врагом царизма и другом его природных врагов вроде Шевченко. Иначе ты никакой не красный, а белый. Что же это за коммунист, для которого царь Николай – рыцарь, а Шевченко – хам? Как понять это превращение? Ну, стал ты российским государственником, и всякий в истории, кто крепил российскую державность, теперь герой твоего романа. Бывает. Но почему при этом продолжаешь размахивать красным знаменем? Насколько можно видеть, здесь вопрос не идеологии, не программы и не стратегии, а тактики, организации. Он, Толочко, стал вообще-то белым, он теперь всей душой за царя, за Родину, за веру, но настоящих белых как организации ни в России, ни, тем более, в Украине, нет. Нет партии белых! Вот такой послесоветский ляпсус. Белых – хоть пруд пруди, а создать полноценную белую партию, выйти с нею на выборы, чтобы попасть в парламент, где и вести свою белую линию, почему-то стесняются. Из всех партий за великорусскую державность и одновременно против Запада с его демократическими соблазнами открыто и громче всех выступают сегодня только красные. Видимо, поэтому Толочки и записались в красные.

Следующее письмо – о кризисе: «Еще в середине девяностых мы, тысячи семей, не имели за что купить хлеба и при этом - учили детей в университетах, обеспечивали их быт в далеких больших городах. Мы выживали благодаря приусадебным и садовым участкам, сами удивлялись, из каких таких доходов делали мощные семейные инвестиции в холодильники и стиралки - без потребительских кредитов! Мы умудрялись строить - и достраивать, вопреки элементарной логике! – здоровенные дома. Мы все это время, пока нам не объявили «кризис», жили. А теперь нам говорят, что наша задача на ближайшие годы - выжить. А хрен вам в нос! Выжить - это не к нам. Скоро сползет с полей последний снег, с дорог - последний асфальт, а с людей - последние штаны. И придет весна. И миллионы нас посадят в эту землю картошечку, бурачок, морковку, посеют пшеницу, починят оградки. Выжить... Какое смешное слово! Мы не выживем - мы проживем. Может, этот кризис вправит нам мозги, и среди нас станет больше тех, кто умеет работать головой, руками, в конце концов - и ногами, а не только языком, кто умеет торговать не только собственной мордой и Родиной».

Письмо из Калининграда, пишет Станислав Мудрак: «Хочу поделиться с вами своей радостью. Летом ушедшего года мне посчастливилось побывать в Соединенных Штатах Америки. Увиденное буквально потрясло меня. Мы ничего не знаем об этой стране! Благожелательность, трудолюбие, патриотизм и законопослушание – первое, что бросается в глаза. Я спрашивал американцев, почему у них не бывает революций. «Как это не бывает? А Джордж Вашингтон, Авраам Линкольн – была у нас революция! И больше не надо». Один спросил, откуда я, но из моих объяснений ничего и не понял, так как не знает, что такое «Прибалтика, Латвия, Литва, Эстония», потом догадался, что это – Архангельск! Около месяца я смотрел новости, но там ничего не было о России. «Это значит, что в России все – о^кей, - объяснили мне. - А вот если, не дай Бог, ваш президент упадет с коня и сломает ногу, сразу сообщат». Америка напоминает древний Вавилон. Нигде я не видел такого скопления народов и рас. 4 июля в День Независимости я стоял в толпе американцев и, положив правую ладонь на область сердца, пел с ними гимн США. Всё это я не уставал рассказывать по возвращении своим знакомым. Полагаю, что реакцию многих из них вы, Анатолий Иванович, легко угадаете. Совершенно верно: Америка – это коварство, она не позволит нам жить достойно. Она только и мечтает нашу великую и неделимую Русь разрубить на мелкие части и вывезти к себе наши природные ресурсы! Одна у нас надежда – патриарх Кирилл. Вот как сплотимся, как возродимся – никому мало не покажется! Грустно, девушки… Что касается меня, то я при встрече, если такова случится, крепко пожму руку каждому американцу. Будьте здоровы. Станислав».

Спасибо за письмо, Станислав. Я подумал о нынешнем российском западничестве. С точки зрения читателя российских работ по истории, социологии, политологии и другим общественным наукам, западное направление мысли в России не остановлено, не подавлено. Более того, можно сказать, что с западной мыслью в России если и не всё в порядке, то определённо лучше, чем когда бы то ни было. Исследователи-западники имеют возможность заниматься своим делом, общаться друг с другом и с коллегами в других странах. У них одна печаль: нет доступа к «широким народным массам», к школе. Это делает «одну печаль» российских западников источником многих печалей для настоящего и будущего страны. Если учесть, что западное - синоним научного, а научное – синоним современного, то надо признать, что ХХI век Россия начинает как довольно архаичная цивилизация. Можно ли сказать об этом так, чтобы понял человек с улицы? Да. Ему надо сказать и показать, что он как представитель архаичной цивилизации плохо ориентируется в пространстве и времени, постоянно выдаёт желаемое за действительное, верит в сказки. Главная сказка – что Америка ровня России, более того – что русский на американца может смотреть сверху вниз и даже – угрозливо: нас, мол, не замай, хотя никому, и меньше всего – американцу, мы не нужны, чтобы нас замать. Если послушать русские разговоры, так на свете есть только две страны: Россия и Штаты, и Штаты только о России и думают, это главная их внешнеполитическая забота. Осведомлённый русский корчится от стыда, слушая этот бред, но большинство его соотечественников быть осведомлёнными просто не желают, и понятно почему. Если взять в соображение, что российские товары составляют меньше одного процента американского товарооборота, то ведь может невольно включиться воображение, и до тебя дойдёт, что единица – это единица, а сто единиц – это сто единиц.

Судя по почте радио «Свобода» и некоторым другим признакам, к нынешнему российскому режиму хуже всего относятся немолодые люди из тех, чья молодость прошла с песнями Окуджавы, Галича, Высоцкого, та студенческая молодёжь, которая, казалось тогда, вся состояла из бардов и жила не столько в общежитиях, сколько в байдарочных походах. Читаю письмо: «То, что происходит в России, постыдно, страшно, беспредельно - нет адекватных слов. Но я, как ни странно, в последнее время стараюсь быть оптимисткой. Есть грань, ниже которой упасть нельзя. Всему есть предел, и это тоже не может длиться бесконечно. Даже металл имеет порог усталости. Сегодня такое время, которое ничего никому не прощает. Вторая причина моего оптимизма - чисто личная. Раньше для меня стакан был наполовину пуст, а теперь - наполовину полон. Стало интересно жить. Потому что точно знаю, что наполненный наполовину стакан обязательно станет полным до краёв. Уже стал!».
Автор следующего письма советует мне не употреблять слово «путинизм». Он пишет: «Слушатели пусть употребляют, если им хочется, а вы не должны. Оно ни в коей мере не может считаться нейтральным термином. Это определение российского политического режима откровенно негативное. Официально его не использует ни одна страна. Даже термин «авторитаризм» применительно к российской власти не общепринят, в том числе на Западе. Таким образом, когда вы от себя произносите слова «путинизм» или «авторитаризм», вы занимаетесь пропагандой. Разговоры о «фашизации» России ведут те, кого называют «демшизой». Россия является членом всех основных международных организаций. В ней соблюдаются все права, предусмотренные Декларацией прав человека. Ограничения их не сравнимы с практикой подлинно фашистских режимов. Соответствующие обвинения выдвигаются теми же организациями и лицами, которые подвергают такой же критике и общепризнанные демократические страны. Под демократизацией России вы и такие, как вы, подразумеваете свержение Путина и смену идеологического вектора. То есть, вы тем самым отрицаете народовластие. Ведь даже вы признаёте, что российская власть в достаточной степени поддерживается народом. Для вас же демократия – только то, что соответствует вашему представлению о ней».

Это серьёзное, важное письмо. Оно лишний раз показывает, что сложившийся в России строй поддерживают или терпят не только из страха или «пофигизма». Есть немало достойных людей, которые делают это вполне сознательно, могут объяснить себе и другим свою позицию, но вот что интересно и печально для этого строя. Его защитники говорят такие вещи, которые подрывают этот строй так же, если не больше, чем «демшиза» своими резкостями. Путин говорит, что устроил едва ли не лучшую демократию в мире, что в России свободные выборы, полноценная политическая жизнь, свобода слова и прочие прелести. А его, Путина, защитники, как тот же Чубайс и почти вся верхушка бывшей его партии, говорят: в России демократии, по существу, нет, это гадко и опасно, это угнетает Россию, мешает ей развиваться, но Путина и его режим мы всё равно поддерживаем, потому что наш народ до настоящей свободы ещё не дорос и мы – в роли демократов-западников – ему не нужны. Путин таких своих защитников должен был бы собрать и отправить туда, куда поместил Ходорковского, но он этого не делает, в данном случае действительно ведёт себя так, как не свойственно фашистским фюрерам.

Письмо из Москвы: «Уважаемый Анатолий Иванович! Надеюсь, что мы с вами доживем до тех дней, когда американские танки установят демократию в Москве. Для начала проведем Великую территориальную реформу, в целях искупления многовековой вины перед мировым сообществом. Отдадим Украине - Воронежскую, Курскую, Белгородскую, Ростовскую и Саратовскую области, Краснодарский и Ставропольские края. Потому что там все население сплошь состоит из носителей демократического сознания-украинцев, которые достойны жить в развитом демократическом государстве, таком как Украина. Чечню отпустим и отдадим ей в довесок Ингушетию, Дагестан, Калмыкию и Астраханскую область, а также золотовалютные резервы, мы должны искупить свою вину, вы не находите? Японии за мирный договор подарим Сахалин и Курилы, США в знак благодарности за демократию подарим Чукотку, Восточную и Западную Сибирь. Нам газ не нужен будет, у нас будет демократия. Казахстану вернем Урал и Оренбургскую область. Китаю вернем Владивосток, потому что мы его у них отобрали, а на самом деле он Хайшенвей (бухта голубого трепанга). Германии - Кенигсберг. Польше - Смоленскую область, Швеции - Ленинградскую и Санкт-Петербург, Эстонии - Псковскую и Новгородскую области, Финляндии - Выборг, Карелию, Мурманскую область и финно-угорские республики. Грузии в знак примирения вернем Сочи. Прочие закабаленные национальные республики отпустим в дружную семью мирового сообщества. Татарстану вернем Нижегородскую, Пензенскую и Волгоградскую области. На оставшейся территории установим демократию по американскому образцу. На телевидении вместо опостылевшего Леонтьева будете вы, вместо убогого Петросяна - великолепный Витя Шендерович, вместо Ксении Собчак - Лера Новодворская. Коротко о себе. Першетйн Лев Абрамович, коренной москвич, в детстве был знаком с Николаем Озеровым и даже подавал ему мячики». Спасибо за письмо, Лев Абрамович, читал его с удовольствием, живо представил себе Новодворскую в роли Ксении. Ваше письмо меня порадовало знаете чем? Подавляющее большинство ваших единомышленников, даже кремлёвских, очень плохо знают историю и географию России, трудно сказать, что – хуже, историю или географию. Чтобы не быть голословным прочитаю маленькое письмо на эту тему, хотя речь в нём об Украине, но она, как известно, долго была частью Российской империи, а потом Советского Союза. . «Я хотел бы обратить ваше внимание, Анатолий Иванович, на то, что об Украине в России, особенно в глубинке, знают сегодня гораздо меньше, чем о Гондурасе. Да что там в глубинке! Профессиональный президент, он же профессиональный разведчик, и тот на вопрос, бывал ли он в Западной Украине, ответил, что да, был в Ужгороде. Но Ужгород – это Закарпатье. Это не Западная Украина, где были бандеровцы, мельниковцы, бульбовцы. Это не Галиция, не Волынь и не Западная Подолия», - здесь письмо заканчивается. Я уже давно вывел закономерность: чем больше россиянин обожает свою Родину-мать, то есть, ненавидит Штаты, тем хуже он её, Родину-мать, знает. А вы, господин Перштейн, отдаю вам должное, судя по вашему письму, хорошо знаете и прошлое, и настоящее России. Я будто в очередной раз совершил по ней путешествие во времени и пространстве. При этом вспоминал одно стихотворение поэта Юрия Кузнецова. Россию он любил на ваш манер, то есть, ненавидел Запад, но это не помешало ему написать несколько стихотворений, которые легко запомнил даже я, его идеологический противник. Он, бывало, говорил мне: «За твоё западничество я тебя, придёт час, повешу, а за то, что знаешь мои стихи, поцелую на эшафоте». Так вот, совершая, под влиянием вашего письма, мысленное путешествие по России, я повторял его слова: «Родные черты узнавая/, иду от кремлёвской стены/ к потёмкам ливонского края,/ к туманам охотской волны». А дальше такие слова: «Прошу у Отчизны не хлеба, /но воли и ясного неба». Не допросился, к сожалению, точнее, не дождался: умер пять лет назад.

Константин Афанасьев из Калуги пишет о судьбе двух произведений . Первое – это «дредноут водоизмещением в двенадцать томов, спущенный со стапелей Академии наук СССР». Так он называет «Историю СССР с древнейших времён до наших дней». Второе произведение – «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына. Эту вещь Афанасьев называет торпедоносцем, который изрешетил и, казалось, навсегда потопил упомянутый дредноут задолго до того, как появился на прилавках. Однако, вышло не так. «Проржавевшая посудина постройки семидесятых годов, - пишет автор письма, - всё ещё держится на плаву в вузовских заводях. Героический же торпедоносец списан в утиль как помеха военно-патриотическому воспитанию юношества». Затем господин Афанасьев вспоминает третье произведение – это уже произведение эпохи зрелого путинизма. Речь идёт о школьном учебнике по новейшей истории периода 1945 – 2007 годов: от Сталина до Путина. В этом учебнике, по существу, закреплена та оценка отношений между Сталиным и русским народом, которую дал однажды Гитлер в разговоре с Муссолини. Тот к восточному деспоту в Кремле относился брезгливо. Гитлер же сказал, что когда он завоюет Россию, то оставит Сталина управлять русскими (конечно, под германским контролем), так как никто лучше Сталина, мол, не справится с этим гнусным народом. Так же смотрел на русских и сам Сталин, и, что примечательно, не особенно скрывал своего мнения. Автор письма призывает вдуматься под этим углом зрения в речь Сталина 24 мая 1945 года на торжественном приёме в Кремле по случаю победы над Германией. Поднимая тост за русский народ, деспот выделил четыре его черты, позволившие ему, Сталину, удержаться у власти: ясный ум, стойкий характер, терпение и доверие. Суть дела Афанасьев видит в последних двух чертах, особенно – в терпении, о котором рассуждает так: «Тут целая диалектика, сплав терпеливости с нетерпимостью. Терпели Сталина – не терпели Хрущёва, терпели Брежнева – не терпели Горбачёва, терпим Путина и шлём проклятия покойному первому президенту России и всему ельцинскому десятилетию – самой счастливой поре моей долгой жизни. А слово вождя о русском народе – шутка сильнее, чем фауст-патрон Гитлера: любовь побеждает смерть. Сталин умер, но рейтинг его живёт», - пишет Константин Афанасьев.

Прислали выдержку из брошюры под названием «Революция и молодёжь». Издана она была Коммунистическим университетом имени Я.М.Свердлова в 1924 году. Там помещены «12 половых заповедей революционного пролетариата». «Пролетариатом», скажу на всякий случай, назывались фабрично-заводские рабочие, рабочий класс, а «революционным пролетариатом» - те представители этого класса, которые состояли в коммунистической партии и коммунистическом союзе молодёжи. Все двенадцать заповедей читать не буду. Третья заповедь гласит: «Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний, связывающих в данный момент любящих». Девятая: «Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы социально-полового завоевания». Ну и двенадцатая заповедь: «Класс, - то есть, власть, - в интересах революционной целесообразности, имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов; половое должно во всём подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всём его обслуживая».

Не буду смеяться. Люди действительно творили новый мир – думали, что творят его. Чем дальше, тем труднее это понять. Знаний о том времени всё больше, соответственно углубляется и понимание, но это – понимание научное, а вот почувствовать, представить себе в лицах и подробностях всё, что тогда происходило, труднее – даже мне, например, хотя я очень хорошо помню, как оно происходило, вмешательство власти «в половую жизнь сочленов» самого передового в мире общества.

На волнах радио «Свобода» закончилась передача «Ваши письма». У микрофона был автор - Анатолий Стреляный. Наши адреса. Московский. 127006. Старопименовский переулок,18. Пражский адрес. Радио «Свобода», улица Виноградска 1, 11000, Прага-1. Чехия. В Интернете я в списке сотрудников Русской службы на сайте: svobodanews.ru

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG