Ссылки для упрощенного доступа

В Москве вышла книга рассказов монаха-доминиканца Драго Колимбатовича


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Елена Фанайлова.

Александр Гостев: В Москве на днях вышла книга рассказов хорватского монаха-доминиканца Драго Колимбатовича под названием "Из сумки проповедника".

Елена Фанайлова: Книга отца Драго Колимбатовича, который с миссионерской деятельностью много ездил по послевоенной советской Югославии, - это путевые записки и воспоминания о встречах с разными людьми, от простых крестьян до партийных бонз, от алкоголиков до праведников, от многодетных матерей до чинов КГБ, которые вызывали монахов на допросы. Причины могли быть разными. Вот отрывок из рассказа отца Драго.

Отрывок: Надо признать, у меня были предположения, что именно послужило поводом для вызова на допрос. Примерно месяц назад я произносил проповедь во время мессы в церкви францисканского монастыря на Каптоле. В ней я представил Святого Франциска, как первого борца за права человека, а именно - за права крестьян, которые в его времена безжалостно эксплуатировались феодалами. Конечно, это противоречило утверждениям коммунистов, что до Карла Маркса никто не задумывался о социальных проблемах, а уж тем более не пытался их решить. Госбезопасность, по-видимому, восприняла мою проповедь, как опровержение одного из самых главных идеологических тезисов режима, тем более что речь шла о католическом святом.

Елена Фанайлова: Главный редактор христианского журнала "Истина и жизнь" Алла Калмыкова считает, что есть определенные параллели между хорватским католическим монахом отцом Драго Колимбатовичем и русским православным священником отцом Александром Менем.

Алла Калмыкова: Удивительным образом есть параллели в их судьбах, в их биографиях. Отец Драго прошел серьезные испытания в начале своего пути, еще в молодые годы, он попал в лагеря, он знал, что такое тюрьма. Отец Александр не был в тюрьме, но он многократно бывал на допросах в органах безопасности и каждый раз он побеждал. Есть такой случай, как и у отца Драго есть случай, когда он потрясающе проповедовал при огромном стечении коммунистической публики, которая всегда участвовала в католических церемониях, но не внутри храма, а на улицах. И там было такое шествие в честь местной почитаемой святой, когда коммунисты стояли по тротуару. Так вот отец Драго своей героической, я бы сказала, проповедью о кардинале Стипинеце, который преследовался тогда органами безопасности, он открыто проповедовал в храме, о подвиги в сущности этого человека, и обратил некоего коммуниста. И точно так же, говорят, что отец Александр обратил следователя, который с ним беседовал, и даже крестил его.

Елена Фанайлова: Книга отца Драго Колимбатовича необыкновенно жизнерадостна, несмотря на то, что события, в ней описанные, не всегда веселые. И жизнь отец Драго прожил нелегкую. Я спросила его, откуда оптимизм, не оттого ли, что уныние считается грехом?

Драго Колимбатович: Я не думаю, что уныние это действительно грех, потому что тогда бы слишком много грешников было среди нас. Но я всегда думал и продолжаю думать сейчас, что радость, веселье всегда коренятся в семье. Я даже сейчас очень хорошо помню, что моя мать, она очень часто пела, она пела и дома, и в церкви, она дома иногда пела гимны в честь Девы Марии, и это всегда делалось от души и очень весело. И, конечно, я считаю, что какие-то особенности характера или поведения каждого человека, они корнями уходят в его детство, в его семью. У нас есть в народе хорошая поговорка: преврати любую заботу в веселье. Один из моих коллег, Милан Шешнеч, о котором я говорю в этой книге, я с ним неоднократно бывал в этих проповеднических поездках, он очень часто называл меня неисправимым идеалистом. А это значит, если кто-то является неисправимым идеалистом, то он всегда самые трудные, самые тяжелые и самые горькие моменты умеет как-то посмотреть на них с хорошей стороны и умеет сделать из них радость. Такой пример возьмем. Что может быть хуже, чем пережить неблагодарность? В моей жизни был такой случай, когда мой собрат по ордену не поверил тому, что я говорю ему правду о том, что у меня было с госбезопасностью. Вообще, это известный такой факт, госбезопасность всегда вызывала на допросы священников, стремилась превратить их в своих агентов. Именно такая вещь произошла с одним моим коллегой, с одним моим собратом. И он не мог поверить тому, что я не согласился на это сотрудничество с ними. Даже как-то раз, когда я его навестил в каком-то отдаленном месте, где он тогда находился по службе, он не хотел открыть мне дверь, потому что он считал, что если его склоняли к предательству, то значит, меня тоже склоняли к предательству, и он не мог поверить, что я не стал предателем, он не хотел мне дверь открыть. Позже мы с ним оказались в одном монастыре, и я никогда в жизни не показал ему никакого чувства неприязни. Я всегда старался ему помогать и старался быть близком рядом с ним. Я думаю, что это достаточно убедительный пример того, как своим христианским поведением я старался повернуть на добро самые трудные какие-то ситуации.

Елена Фанайлова: Говорил отец Драго Колимбатович, автор книги "Из сумки проповедника". Переводила Лариса Савельева, в ее версии русский читатель познакомится с этой книгой.
XS
SM
MD
LG